Цели. Предметные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Простые механизмы. Рычаг».
Деятельные: содействовать развитию мышления, овладению методами научного исследования: анализа и синтеза, формировать исторический взгляд на развитие техники, познавательный интерес, положительную мотивацию к учению, дисциплинированность, эстетическое восприятие мира.Оборудование: компьютер с ОС Windows, пакет программ MS Office, проектор, интерактивная доска и экран, наушники и колонки.Современный мир – это мир, основанный на информатизации общества. Трудно себе представить нашу жизнь без компьютера, Всемирной сети Интернет, интернет-общения, которое порой определяет не только нашу занятость, но и поддерживает наш уровень образования.Ясно, что форма представления учебного материала в школе должна удовлетворять требованиям современного мира. Во-первых, заинтересованность ученика обеспечивается уровнем информатизации урока. Во-вторых, не следует забывать об основных целях общеобразовательной школы, а именно в процессе обучения мы должны ориентироваться не столько на передачу суммы знаний, сколько на развитие умения приобретать эти знания и, следовательно, на становление креативной личности. Эти центральные задачи легли в основу данного проекта интерактивного физического урока-игры. Это урок, на котором мы с вами, дорогие учителя, берем на себя роль наблюдателя, а вожжи правления передаем в руки ученику. Ученик погружается в виртуальное пространство, среда соответственно выбирается заранее учителем в зависимости от темы урока. В настоящее время мы обладаем огромным количеством различных ресурсов, совокупность которых позволяет сконструировать такую игру практически по любой теме данного предмета. Я остановилась на такой теме курса физики для 7-го класса, как «Простые механизмы. Рычаг». Тема несложная для понимания, но, на мой взгляд, для современного ученика малоактуальная. Поэтому на ней я и остановила свой выбор. Давайте перейдем к структуре самой игры. Игра состоит из пяти основных частей – уровней, каждой из которых соответствует тот или иной этап стандартного урока.Первый уровень можно сопоставить с проверкой домашнего задания: для входа в игру необходимо проделать ряд заданий (тестовая работа). Выполнив данную работу, ученик оказывается в виртуальном пространстве. На втором уровне учащимся после просмотра видеоролика необходимо определить, чем же они будут заниматься на уроке, то есть тему игры и тему самого урока. Предлагается несколько вариантов ответа, в случае неверного ответа ролик просматривается еще раз, если ответ дан верный, происходит переход на следующий уровень. Третий уровень подразумевает знакомство с материалом урока. Данное изложение происходит опять же в виртуальном пространстве (познавательный мультфильм). После просмотра мультфильма для актуализации полученных знаний учащиеся отвечают на ряд вопросов, имеющих несколько вариантов ответа и подсказку, если есть затруднения. Если получен верный ответ, учащийся автоматически переходит к следующему вопросу, если дан неверный ответ, то учащийся переходит к просмотру очередного фильма, который поможет ему верно решить поставленную задачу.После данной работы учащимся предлагается поработать с интерактивной задачей, поиграть с числами, отработать способ решения аналогичных задач.Четвертый уровень – это возможность оценить значимость полученной информации и знаний (просмотр фильмов).Пятый уровень – оценивание работы на уроке, где учащимся предлагают пройти тест по материалу данного урока. Тест – это еще и способ перезагрузки игры при ее некорректной работе. После выполнения теста учащиеся получают благодарность за участие в игре и за исправление неполадок работы программы.Данный урок-игра не предусматривает записей в тетради, поэтому после прохождения игры учащимся целесообразно выдать распечатки с основными положениями урока и определить домашнее задание (теоретические вопросы по теме, задачи, аналогичные разобранным, и т. д.).Для учителя данная игра открывает ряд возможностей. Игру может выполнять как один ученик, группа учащихся, так и целый класс (если он немногочисленный). При работе одного ученика или группы учащихся у учителя появляется возможность поработать в индивидуальном порядке с отстающими или, наоборот, наиболее одаренными детьми.Советы коллегамПоследующие занятия желательно связать с данным уроком. Это возможно, если, например, повторить показ обучающего мультфильма на другом уроке для актуализации знаний или же проработать тесты, продемонстрированные в проекте, еще раз. А может быть, педагогу понравится идея и он создаст целую серию подобных уроков. Интересные материалы можно найти на страницах следующих сайтов:http://school-collection.edu.ru/http://mihailovoschool.ucoz.ruhttp://class-fizika.narod.ruhttp://interneturok.ruhttp://www.virtulab.nethttp://www.afizika.ru/http://www.youtube.comКраткая теорияИз повседневного опыта мы знаем, что с незапамятных времен человек использует для совершения механической работы различные приспособления. Каждому известно, что тяжелый предмет (камень, шкаф, станок), который невозможно передвинуть непосредственно, сдвигают с места при помощи достаточно длинной и прочной палки – рычага.Во многих случаях вместо того, чтобы поднимать тяжелый груз на большую высоту, его вкатывают или втаскивают на ту же высоту по наклонной плоскости или поднимают с помощью блоков.Приспособления, служащие для преобразования силы, называют простыми механизмами.В большинстве случаев простые механизмы применяют для того, чтобы получить выигрыш в силе, то есть увеличить силу, действующую на тело, в несколько раз. Рассмотрим наиболее распространенный простой механизм – рычаг.Рычаг – твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры. Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называется плечом силы. Чтобы найти плечо силы, надо из точки опоры опустить перпендикуляр на линию действия силы. Длина этого перпендикуляра и будет плечом данной силы.F1, F2 – силы, действующие на рычаг.L1 L2 – плечи сил, действующих на рычаг.Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. Это правило можно записать в виде формулы: F1 / F2 = L1 / L2Правило равновесия рычага было установлено Архимедом. Из этого правила видно, что меньшей силой можно уравновесить при помощи рычага большую силу. Во сколько раз одно плечо больше второго, во столько раз сила, приложенная к одному плечу, больше силы, приложенной ко второму плечу.Прим. ред. Презентация к интерактивному уроку-игре опубликована на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/791 Надежда ДОЦЕНКО, учитель физики и английского языка Низинской средней школы Ломоносовского района Ленинградской области, учитель года Ленинградской области-2013
Комментарии