Одной из важных задач инклюзии является обеспечение полноценной реализации прав детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) на получение доступного образования и создание необходимых условий для адаптации всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей (ст. 2 п. 27 ФЗ №273 «Об образовании в РФ»).
Сегодня инклюзивное образование чаще всего рассматривается как процесс, реализующий право детей с ОВЗ на получение образования в равных условиях с их условно нормально развивающимися сверстниками.Гимназия №1748 «Вертикаль» – это образовательный комплекс, в состав которого входят два дошкольных корпуса и один школьный корпус для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В эти корпуса дети приходят по заключению Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, в котором указано обучение по адаптированной общеобразовательной программе.Одной из задач нашей гимназии является улучшение качества воспитания, обучения и развития детей с тяжелыми нарушениями речи, общей задержкой речевого развития, задержкой психического развития, различными нарушениями зрения и сложной структурой дефекта дошкольного и школьного возраста. В этом учебном году началась разработка проекта модели совместного воспитания, обучения и развития детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и синдромом Дауна.Для работы с этими детьми создана служба психолого-педагогического сопровождения, которая в течение всего периода пребывания и обучения ребенка в гимназии осуществляет его сопровождение высококвалифицированными специалистами: учителями-дефектологами, тифлопедагогами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, социальными работниками и тьюторами. Все педагоги прошли профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.В начале учебного года всеми специалистами службы гимназии проводится первичная диагностика каждого ребенка, результаты который представляются на психолого-педагогическом консилиуме службы. В ходе консилиума определяются условия, необходимые для удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка, составляется индивидуальный образовательный план, определяются направления развития и необходимые модули коррекционно-развивающей программы.На протяжении всего учебного года специалисты проводят индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия с использованием современного методического и технического оборудования.Ребенок вместе с учителем-логопедом, дефектологом и воспитателем в игровой, непринужденной обстановке учится правильно говорить, читать, готовит руку к письму. Одновременно происходит развитие внимания, памяти, логического мышления. На занятиях дети учатся не только правильно произносить звуки, но и готовятся к успешному усвоению школьной программы, расширяя свой кругозор и повышая речевую компетентность.Дети с нарушениями зрения учатся получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов и самостоятельно участвовать в различных видах деятельности. Осуществляется и медицинское сопровождение: функционирует кабинет охраны зрения, который укомплектован современным оборудованием для эффективной диагностики и лечения заболевания глаз. Лечение осуществляет квалифицированная медсестра-ортоптистка. Вместе с ней дети охотно занимаются на лазерных аппаратах для коррекции зрения. В гимназии созданы все условия для максимального развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Отметим, что развивающая среда дошкольных групп является содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и соответствует возрастным возможностям детей.Образовательный процесс в группах строится в интересной игровой форме, новые знания ребята получают, наблюдая, размышляя, экспериментируя в творчестве, учебе и труде. С детьми с ОВЗ занимается и педагог-психолог. Его работа направлена на развитие социального и эмоционального интеллекта, позитивных установок к учебе, труду и творчеству, а также готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Усилия воспитателей и специалистов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача всех сотрудников гимназии – установить доверительные партнерские отношения с родителями ребенка, внимательно относиться к их запросу, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.Одним из актуальных методов является повышение родительской компетентности в вопросах воспитания, развития и образования детей. Специалисты и воспитатели регулярно проводят «Школу для родителей», семинары-практикумы, консультирование родителей и совместные праздники, где родители могут не только увидеть достижения своего ребенка, но и активно участвовать вместе с ним в конкурсах и соревнованиях. Особое внимание на дошкольной ступени уделяется научно-исследовательской и проектной деятельности. С 2014 года в гимназии создана и работает Курчатовская лаборатория. Основной девиз этого направления работы: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить». Светлана ХОМИЦЕВИЧ, методист по дошкольному образованию гимназии №1748 «Вертикаль»;Елена ЧЕПРАКОВА, руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, кандидат психологических наук
Комментарии