Экзамены в формате профессионального (демонстрационного) экзамена прошли на базе естественно-научного кластера Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ).
В рамках демонстрационного экзамена свои методические разработки и фрагменты урока представили студенты бакалавриата, которые учатся по профилям: «Физика и технология, «Начальное образование и Английский язык», «Логопедия», «Русский язык и Литература», «Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности», «История и обществознание».
За три дня до начала профессионального экзамена выпускники тянули билет с образовательной задачей. Они должны были ее решить, разработать технологическую карту урока или другого образовательного события. Уже на самом демонстрационном экзамене будущие педагоги представили фрагмент урока, на котором сидели «школьники» (их роль исполнили волонтеры). Уже после урока выпускники провели самоанализ, а также ответили на вопросы экспертной комиссии.
В пресс-службе УрГПУ отметили, что государственная аттестация в формате профессионального экзамена в вузе проводятся впервые. Стоит добавить, что для членов экзаменационной комиссии такая форма аттестации выпускников тоже в новинку. По их мнению, таким образом ребята совершенно по-другому раскрывают свой потенциал.
Как отметила доцент кафедры теории и методики физической культуры, разработчик вопросов для демоэкзамена Мария Русинова, экспертной комиссии понравился такой формат. «Студенты себя показывают с другой стороны и действительно можно проверить определенные компетенции педагогические, не только знания и умения», – добавила она.
По словам старшего преподавателя, старшего научного сотрудника кафедры физики, технологии и методики обучения физике и технологии Бориса Русанова, «формат проведения итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена оказался очень насыщенным и необычным, как для студентов, так и для членов комиссии». Он добавил, что оценивались не только предметные компетенции, но и мастерство студента презентовать и рассказывать материал фрагмента урока. Старший преподаватель добавил, что многие выпускники уже работают учителями в школах и для них такой формат аттестации показался интересным, так как они могли использовать приемы из своей практики.
Стоит добавить, что площадки для проведения демонстрационного экзамена были созданы на базе педвузов, подведомственных Минпросвещения. Площадка, на которой проходил демонстрационный экзамен студентов УрГПУ, оснащена современным оборудованием, средствами обучения и воспитания. Это отметили и эксперты. Так, профессор кафедры русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации Уральского федерального университета Ольга Михайлова сообщила, что на площадке все было устроено для выпускников. «Атмосфера была не напряженная, все хорошо держались, студенты показали высокую подготовку», – добавила она. По ее словам, хотелось бы, чтобы студенты «излагали и научно-фундаментальную базу, но в данный формат сдачи экзамена это не вписывается».
Комментарии