search
main
0

В упоении знаниями

Заглянул я однажды в школьный учебник по литературе 9-го класса и понял, что от моих знаний по этому предмету мало что сохранилось. И даже более того, похоже, появились термины, темы и разделы, которые я, клянусь, увидел впервые в жизни! Пытаясь убедить себя, что это всего лишь досадная случайность, зашел в школьную библиотеку и принялся листать учебники по другим предметам для разного возраста и уровня. И что же? Картина примерно одна и та же: авторы словно соревнуются в стремлении как можно более научно изложить материал, приблизить его к истине в прямом понимании ее учеными.
Неужели за все эти годы наука, отразившая себя в учебниках, ушла так далеко, что я уже не способен охватить школьный курс во всем его современном великолепии? И вправе ли я после этого требовать каких-либо достижений от своих учеников, главной отговоркой которых как раз и служит “не можем же мы знать все предметы сразу”? Должно быть, в своем профессиональном угаре мы слишком уж возомнили, будто наш предмет – самый главный и необходимый в жизни, а остальные достойны лишь факультативного ознакомления. А потому пытаемся создать образ идеального учебника как самого полного и исчерпывающего источника информации для учеников, обязанных пить этот “эликсир мудрости”.
…До сих пор кипят споры относительно того, какая же главная задача стоит перед современной школой. Именно самая главная – то ли воспитание свободной личности, то ли обучение основам наук, то ли еще что-нибудь. Наверное, каждый педагог для себя уже давно определился и делает то, что сам считает нужным. Один медленно и непринужденно на своих уроках внушает религиозные идеи, другой, не торопясь или не желая уводить детей в дебри предмета, систематически “чистит” их, воспитывая уважение к старшим, к школе и друг к другу, третий готовит лишь тех, кот сам этого желает, и лишь тому, что им понадобится в жизни, четвертый ждет, пока ему скажут, что делать, и тогда стремится воплотить эти рекомендации в жизнь самым добросовестным образом.
Каюсь, для меня до сих пор остается загадкой истинное предназначение школы. Но в одном я уверен точно: система образования ни в коем случае не должна быть замкнутой сама на себя, как не может быть совмещена законодательная и исполнительная власть. Другими словами, если мы учим ребенка, то вовсе не для того, чтобы он потом зарабатывал нам золотые медали на олимпиадах, становился учителем и готовил себе подобных умников и умниц. Наверное, существует что-то выше этого.
Что?
Вадим МЕЛЕШКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте