Весь состав участников летней школы «Учитель года» в Тамбовской области в гостях у русского гения С.В.Рахманинова в Ивановке. Термометры зашкаливают, солнце испепеляет все вокруг, но здесь система земли соединяется с системой неба. Мелодичность и уникальность, простота и многогранность творчества маэстро Сергея Васильевича поражают и увлекают. Прогулка по небольшому парку с остановками на маленьких площадках. Бродский, Черный, Галич перемежаются с французской лирикой – своеобразный батл в первозданной красоте местного колоритного пространства от Сергея Лямина и Галины Ивановой. Даже природа наслаждается этой гармонией, и только холодная родниковая вода помогает вернуться из прострации в реальный мир!
Вечер знакомств
Всероссийская летняя школа «Учитель года» – интересный формат, который подарила нам пандемия. Она трансформировала Межрегиональную экспедицию школьников России, программу, которая реализуется больше 20 лет, в новое образовательное пространство. Гостеприимной хозяйкой стала тамбовская земля и кампус Тамбовского государственного университета. Двадцать один регион России и педагоги дружественной нам Абхазии в течение нескольких дней увлеченно занимались важными задачами современного образования, делились опытом, проводили полевую практику, учили и учились друг у друга.
Торжественное открытие состоялось в учебном театре ТГУ имени Г.Р.Державина, студенты и преподаватели вуза ознакомили нас с инновационными научно-методическими центрами естественно-научного, технологического профилей ТГУ имени Г.Р.Державина, технологическими и проектными площадками, с новационными направлениями работы. Мы благодарим организаторов мероприятия – Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина и лично ректора Владимира Юрьевича Стромова и проректора Ирину Валентиновну Аверину, Управление образования и науки Тамбовской области и ее руководителя Татьяну Петровну Котельва, Тамбовскую областную организацию Профсоюза работников народного образования и науки РФ, межрегиональный клуб «Учитель года», Издательский дом «Учительская газета», Общероссийский профсоюз образования.
Вечером в наступившей прохладе уходящего дня состоялось знакомство участников Всероссийской летней школы «Учитель года» друг с другом. Весело и непринужденно в короткий промежуток времени мы многое узнали о себе, о своих партнерах и коллегах. Формат летней школы подразумевал широкий обмен опытом в различных трансформирующихся группах. В расписании были предметные секции, мастер-классы, метапредметные площадки, полевые практики, круглые столы, дискуссионные и игровые занятия, квесты и квизы.
Итак, поехали!
Мастер-классы Михаила Нянковского, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России», всегда интригующе загадочны и поэтически насыщенны. Учитель любой предметной области может найти в его творчестве что-то для себя, для своего будущего творческого воплощения и подарить эту находку детям. Казалось бы, тема не новая – «Давайте читать внимательно», но филигранно раскрытая благодаря поэтическим образам Пушкина, Мандельштама, Есенина. И выведенная формула жизни: «Вовремя был молод, вовремя созрел!» Все нужно делать вовремя!
Владимир Головнер, заслуженный учитель России, показал, как правильно и грамотно работать со школьниками в проективном ключе. На практике учителя тренировались в создании модели технологических печей для сжигания кремния.
О космической гармонии, музыке сфер, будетлянах и прошляках разговор вел абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2006 Андрей Успенский. Что объединяет искусство и математику? Какие эмоции способен вызвать звук? Можно ли угадать язык, не произнеся на нем ни одного слова? И в чем в конце концов магия футуризма?
Главное, к чему пришли участники, – это важность эмоции. Ведь истинное искусство нужно для чего? Для отклика, для рождения эмоции, конечно.
Полевая практика – это особый вид педагогической деятельности, в рамках которой учителя знакомятся с методом проведения исследований, с новыми подходами в проектировании и моделировании, с неформальными образовательными техниками. Так, Кирилл Демушов, абсолютный победитель конкурса «Учитель года Оренбуржья», обсуждал с педагогами актуальную тему «Современна ли классика?», Сергей Яровенко, лауреат конкурса «Учитель года Кубани», создавал проект летательного спускаемого аппарата, Геннадий Петров, учитель физики из Удмуртии, занимался вопросами бионики; Елена Мякишева, победитель конкурса «Учитель года Иркутской области», помогала освоить технологии скорочтения и сторителлинг, Надежда Растрепина, учитель года Ростовской области, знакомила с методикой проведения полевого практикума «Биоиндикация дуба черешчатого», Анастасия Кулибаба, абсолютный победитель краевого конкурса «Педагогический дебют», обучила составлению интерактивных квестов, исследованиями радиационного фона занимался Андрей Семке, учитель года Кубани, Людмила Бабкина, учитель года Тульской области, организовала путешествие во Францию, а Надежда Зюзина, учитель начальных классов из Испании, мастерила традиционные русские куклы-обереги.
А после занимательных и интересных практических занятий не менее увлекательные круглые столы, дебаты и диспуты, метапредметные и межкультурные вопросы, которые никак не заканчиваются: физики спорят с лириками о времени как о материи, историки о чем-то шепчутся с географами, биологи и химики увлеченно делятся открытиями дня.
Клуб анонимных педагогов
Один из вечеров был посвящен реальным педагогическим ситуациям. Кто-то в шутку назвал данное действо клубом анонимных педагогов. «Минное поле» – прекрасная аллегория работы учителя. Что делать, когда тебе нужно разнять драчунов, разобраться с упрямством учеников и бросить вызов их хитрости? Реальные кейсы из жизни реальных педагогов, обмен опытом и живая дискуссия – прекрасный способ научиться новому, выработать педагогические стратегии и, возможно, посмотреть на себя со стороны.
Традицией нашей программы являются коллективные взаимодействия педагогов друг с другом в различных форматах. Так, один из дней мы закончили битвой команд на поле игры «Что? Где? Когда?». Вопросы по конкурсному движению «Учитель года» и истории Тамбовской губернии, физике и литературе, природе вещей и педагогике. Жаркие кричалки и веселые ответы. В результате победили дети экспедиции, которым достались сладкие призы!
Очередной день погрузил участников в математические софизмы и разминки для ума от Романа Волкова, учителя года Рязанской области. Как не обжечься при решении элементарной задачи, с чего начать и как проверить ответ? Ответы на эти вопросы и красивые ситуационные задачи от гения математики дорогого стоят.
Непринужденно и с юмором
Следующий день начался с исследования пищевых продуктов под руководством лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года»-2009 И.А.Фоменко. Плодотворно прошла встреча с Е.М.Пахомовой, которая в составе жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» уже многие и многие годы. Деловая игра «Я – предприниматель», подготовленная и проведенная делегацией из Саратовской области, захватила всех участников летней школы.
На мастерских учителя погружались в тренды геймификации, создавали собственные цифровые ресурсы с Татьяной Замятиной, прекрасным учителем из Сарова; знакомились с подкастами, изучали грани современного урока, учились влюблять себя и всю свою семью в естественные науки и родной край, копали шурфы с Галиной Монаковой, победителем конкурса «Учитель года Белгородской области»; гуляли по лесу с учебными целями, изучали возможности человеческого организма со Светланой Кобляковой, учителем года ХМАО; разбирались, от кого пошел русский рок и что необычного можно найти в русском рэпе, с Полиной Пятаковой, победителем конкурса «Учитель года Кубани».
С первых минут влюбил в себя Сергей Яровенко, лауреат краевого конкурса «Учитель года Кубани». Инженерные соревнования, активная проектная деятельность с элементами конструирования и моделирования и обязательный атрибут занятия – испытание модели в реальных условиях. Восторг от успеха и первоначальное разочарование от неудачи, перерастающие в активную познавательную деятельность и работу над ошибками. Все непринужденно, открыто, с юморком!
Парадоксы образования
На мастер-классе Алексея Овчинникова, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-2011 из Липецкой области, равнодушных к современным вопросам организации учебного процесса не осталось. «Парадоксы образования», именно с такой формулировки темы началось погружение в консервативный и динамичный мир познания природы. Что эффективнее – классно-урочная система или выверенные инновационные технологии, цифровизация и дистанционное образование или живое слово учителя, нужна ли презентация на уроке или мы стали рабами собственных электронных ресурсов? Вывод: организованный процесс получения знаний приводит к мотивации!
На методическом семинаре Людмилы Терещенко, учителя химии из Свердловской области, детально разобрали преимущества полевой химической переносной лаборатории. После небольшой теории все желающие смогли в непринужденной атмосфере опробовать на практике оборудование и провести небольшие аналитические исследования качества воды, воздуха, почвы.
И снова в вечерней части актуальные вопросы современной школы. Диспут- соревнование между командами с четкими критериями и анализом сложившейся ситуации. Первой темой обсуждения стала унификация учебников: «Одна страна – один учебник». Главный итог и набат всех участников дискуссии: учебники должны быть разными, но тематическое наполнение должно быть симметричным. О профилизации и академизме зашла речь в соревновании следующих двух команд «Сокращать или расширять?». Победили профильное самоопределение и развитие школы в углублении и узконаправленной специализации. Еще одной животрепещущей темой стала сама система образования. Тон диспута задал вопрос: «Выживет ли школа?» Подавляющее большинство высказалось за то, что школа как таковая утратила свои функции, ее нужно срочно менять, она должна сбросить оковы, связывающие ее с деградирующей системой менеджмента, и повернуться в сторону ребенка, создавая новое образовательное пространство.
Еще одно открытие мы сделали на занятии «Сила слова» Ирины Марюхиной, победителя конкурса «Учитель года Кубани». Как актуальны сегодня вопросы деградации языковой культуры и десакрализации информационного пространства!
В мир образовательной мультипликации погрузила нас Надежда Князева, победитель краевого конкурса «Учитель года Красноярского края». История анимации, простые приемы создания движущихся картин и актуальность использования в педагогической практике вдохновили участников на творчество, каждый создал свой небольшой мультипликационный шедевр.
Традиционный межрегиональный концерт еще больше сплотил участников, объединив их творческие порывы в музыкальные и поэтические номера. А на круглом столе открытый разговор с организаторами форума, предложения о сотрудничестве регионов, образовательных учреждений с системой образования Тамбовской области прозвучали, как эхо, в унисон состоявшейся уникальной программе…
…В Доме-музее Сергея Рахманинова звучит музыка. Маэстро, наш гид, лауреат всероссийских конкурсов, аккуратно и точно передает эпоху того времени, рассказывая интересные факты из жизни русского гения. Звучит прелюдия «Си-минор» – любимая мелодия композитора и пианиста. На вопрос, о чем эта композиция, отвечает одним словом: «О возвращении». Уверен, что все участники Всероссийской летней школы «Учитель года» ждут возвращения в следующем году традиционной межрегиональной экологической экспедиции школьников России.
Андрей СЕМКЕ, учитель физики и астрономии, доцент кафедры управления образовательными системами и кадровым резервом ИРО Краснодарского края, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2000
Комментарии