search
main
0

В учительской только женщины. Гендерные аспекты управления коллективом

Одна из проблем нашей средней школы – отсутствие мужчин. Учительские коллективы составляют в основном женщины, в некоторых случаях – только они. Из-за этого нередко возникают конфликтные ситуации. Некоторые из них мы обсуждаем сегодня с доктором педагогических наук, профессором Ниной ЕРОФЕЕВОЙ.

– Нина Юрьевна, начнем с ситуации, которая встречается не так уж часто, но тем не менее знакома многим. В небольшой школе, где педагогический коллектив составляют одни женщины, возник конфликт, который не затихает много лет. Коллектив разделился на два враждующих лагеря – «старые» против «молодых». Опытные педагоги не приемлют «выскочек», молодые протестуют против рутины. Директор (тоже женщина) не выдержала нервотрепки и ушла. После прихода новой директрисы ссора утихла, но только на некоторое время. Как быть новому директору, как примирить враждующие стороны и наладить нормальный творческий процесс?- Психологи указывают на то, что ключевой инструмент управления действиями сотрудников не обычные руководящие указания, а культура, сложившаяся в коллективе. На директора школы ложится большая ответственность за результаты обучения и воспитания учащихся, при этом важен также высокий уровень ответственности всех педагогов за совместную деятельность. Это достигается работой в единой команде, которую создает благоприятный психологический климат.В сплочении коллектива очень велика роль директора школы. Управление учебно-воспитательным процессом с помощью команды, в которой женщина-руководитель играет определенную роль, повышает эффективность достижения поставленной цели. Важно понять, насколько руководитель осознает себя членом команды, какие роли ему присущи, какой стиль управления он выбирает, насколько умеет поддерживать моральный климат команды. Директор должен обладать умением завязывать контакты с людьми, исследовать новые возможности, учитывать гендерные аспекты управления коллективом, поддерживать эмоциональный настрой в коллективе.- Поскольку речь зашла о директоре, приведу другой случай. Наталью Ивановну в возрасте 35 лет назначили директором школы, где она поработала несколько лет после окончания вуза. Уходила с сожалением: успела со всеми подружиться, хотя все коллеги были намного старше ее. Поработала завучем в другой школе, где за пять лет приобрела хороший опыт. И вот ее, энергичного талантливого педагога, назначили директором в ту самую школу, где начиналась ее педагогическая биография.Вернулась – и сразу начались огорчения. Учителя, уже постаревшие, по-прежнему воспринимали ее как младшего коллегу, но не приняли как руководителя. По-прежнему давали советы, а ее распоряжения не воспринимали должным образом. По существу, школой управляла завуч. Наталья Ивановна растерялась, не зная, как завоевать авторитет коллектива, и стала подумывать, не уйти ли ей в другую школу на рядовую работу.- Я продолжу свою мысль: руководитель – это человек, умеющий создать команду и управлять командой, а не отдельными людьми. Директору школы важно это понимать. Если бы она в управлении применила командный принцип и смогла распределить полномочия среди педагогов, то очень много проблем просто отпали бы сами собой.Руководителю приходится иногда выслушивать жалобы учителей друг на друга, и не всегда он отдает себе отчет, почему у него сложилось такое мнение о конкретном человеке. Так рождаются симпатии и антипатии, предвзятости и пристрастности. Эти установки могут рождаться произвольно, а могут создаваться чьими-то усилиями. В таких ситуациях директор должен быть чутким и внимательным, особенно при ссорах, которые могут быть громкими. Чтобы услышали тебя, надо ждать, пока наорутся. Пока ссора в накале, уладить ее нереально. Даже если ты будешь кричать громче их. Как только выдохнутся, тут и выступай. Подобные конфликты не носят затяжного характера, если руководитель старается учитывать особенности женского менталитета. Работать с женским коллективом одно удовольствие, если правильно организовать мотивацию сотрудников, не провоцировать конкуренцию среди них.- Ирина окончила физический факультет, где почти половина студентов были юноши. А в школе, куда ее взяли на работу преподавателем физики, были одни женщины. Все учителя были намного старше ее и не торопились принять ее в свой круг. Общаться ей было не с кем, она старалась быть в стороне, по этой причине ее называли (между собой, конечно) гордячкой, зазнайкой. В течение целого года отношения молодой учительницы с коллегами не сложились, и Ирина уволилась. Она стала искать другую работу – идти в школу ей уже не хотелось.Кого винить в том, что начало профессии у молодого учителя сложилось неудачно? В чем ошибка Ирины и в чем, возможно, не правы ее старшие коллеги?- Ирина столкнулась с недостаточным признанием окружающими ее личностных качеств. Здесь сработали стереотипы общества, существующие по отношению к женщинам, которые сформировали (и продолжают формировать) у многих из них заниженную самооценку.Психологически молодые специалисты часто не готовы к процессу вхождения в новый для них коллектив. Когда молодой профессионал приходит на работу, очень важно знать, что не коллектив будет подстраиваться под поведение новичка, а самому специалисту нужно понять особенности работы в женском коллективе. Кроме того, учебный предмет «Физика» чаще всего преподается мужчинами. При его изучении задействованы мыслительные процессы, формирующие умение видеть целое, а потом анализировать детали. Этот способ мышления более характерен для мальчиков и мужчин. Девочки и женщины чаще видят сначала детали, а потом составляют целое. Законы физики лежат в основе всего естествознания и являются общими для всех материальных систем, поэтому физику называют фундаментальной наукой. При подготовке молодых специалистов очень важно включить в учебный план дисциплины, связанные с правилами работы мозга и характеристиками деятельности преимущественно женских педагогических коллективов.- Михаил Максимович долгое время работал в политехническом колледже. А когда перешел в школу учителем труда, оказался в женском коллективе, правда, в нем был один мужчина, преподаватель истории. У женщин, естественно, свои темы для разговоров. Чаще всего кроме насущных педагогических проблем обсуждали кого-нибудь из отсутствующих коллег, или бытовые проблемы, или кто что носит и как причесывается. То есть разговоры были в основном чисто дамские, какие можно услышать в любом женском коллективе. Но что поразило новичка – участие в них учителя-историка. Он не просто поддерживал разговор, а активно участвовал в этих обсуждениях, высказывал свое мнение о тех, кому перемывали косточки.Не попробует ли Михаил Максимович перенять поведение коллеги, влиться в коллектив именно на этой почве? Как сохранить мужской характер в окружении женщин?- Сплетни и слухи всегда связаны с деталями из чужой жизни. Почему же слухи вызывают больше внутреннего доверия, чем официальная информация? Потому что сведения преподносятся как интрига, с красочным дополнением, и, самое главное, их сообщают по секрету. В этом особенности женской психологии. Женщинам больше всего интересны детали в отношении людей, их жизни. Это не форма любопытства. Просто мозг женщин настроен на реальное выживание, поэтому они хотят знать, что делает каждый член социальной группы, в которой он находится, и чем можно ему помочь. Информация должна содержать как можно больше деталей. Мужчины обычно относятся к этому отрицательно, для них обсуждение личных отношений с другими людьми напоминает предательство. Поэтому так удивило Михаила Максимовича поведение коллеги. Судя по его реакции, за него можно быть спокойным – он вполне может сохранить свою самостоятельность и мужской характер.Понятие «мужской характер», с точки зрения женщин, очень противоречиво и ситуативно. Им хочется, чтобы мужчины в зависимости от ситуации проявляли то твердость характера, то сопричастность и умение выслушать. Если не подходить к поведению мужчины со стереотипами мужского поведения, а видеть в нем коллегу по работе, то не будет и оценочной характеристики, работать станет значительно комфортнее.- В заключение почти стандартный случай. В школу, где работают одни женщины, пришел учитель-мужчина, молодой и неженатый. Среди педагогов много молодых и незамужних, поэтому неудивительно, что на новичка некоторые из них обратили внимание. Ничего удивительного в этом нет, но среди «претенденток» возникла конкуренция и ссора. В течение нескольких лет Николай в коллективе закрепился и приобрел авторитет, но с невестой так и «не определился» и не выбрал никого. А бывшие подруги враждовать не перестали. Как разрешить эту ситуацию?- Молодой человек не может решать проблемы юных педагогов-подруг, эти проблемы только укрепляют его авторитет, делая его значимым в глазах коллег. Он же пришел работать, а не выбирать невесту. Это «подруги» решили, что нужно ему делать и какую роль сыграть, а у него другое мнение. Переживать события, которых нет, – одна из типичных характеристик женского поведения.Кроме того, похоже, что эта женская дружба исчерпала себя, а данная ситуация просто повод выяснить отношения друг с другом. Конфликты в женском коллективе почти всегда носят не столько производственный, сколько межличностный характер, основанный, как правило, на повышенной эмоциональности, ранимости, склонности к излишней драматизации. Напряженность, обиды и конфликты возникают тогда, когда мы не понимаем друг друга. Такие ситуации достаточно успешно преодолеваются самими участниками, без вмешательства со стороны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте