search
main
0

В “Учительской газете”, в ## 21-22, были опубликованы временные требования к обязательному минимуму содержания начального и основного общего образования. В сегодняшнем номере мы вновь возвращаемся к этим документам.

Комментарий недели

Минимум – не для карательных санкций

В статье 7 Федерального закона “Об образовании” говорится, что в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент государственного стандарта определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников.

Как известно, в настоящее время Закон “О государственном образовательном стандарте основного образования” Думой не утвержден. А поскольку не утвержден такой закон, то, естественно, не утверждены и стандарты общего среднего образования. Ситуация в отсутствие стандартов в области содержания образования с 1992 года развивается фактически самостоятельно. Регионы имеют права, школы имеют права, учитель имеет право… Последние годы показали, что учителю, родителям, авторам учебников необходимо дать ориентир в том, что должны получить школьники при обучении в начальной и основной средней школе, что важно не потерять.

Надо сказать, что постановление правительства 1994 года об утверждении порядка разработки и введения в действие федерального компонента стандарта разрешило Министерству образования до выхода Закона о государственном образовательном стандарте утвердить минимальное содержание по начальной школе и требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования. Как вы помните, в августе 1997 года в “УГ” публиковался вариант обязательного минимума содержания образования вместе с письмом министерства, а до этого были временные стандарты, на которые мы ориентировались. Прошло очень бурное обсуждение этих материалов, и за это мы очень признательны учителям и работникам образования.

Единодушного мнения не было. Были замечания, причем в основном они призывали к сильному расширению минимумов. Можно понять предметников, которые пытаются дать детям как можно больше. Сам подход к тому, “надо или не надо”, у педагогов вызвал однозначную реакцию – такой ориентир нужен. После широкого обсуждения с учителями, работниками образования, а затем и на экспертном совете этот материал утвержден приказом министра.

Но это не может быть документом, который “зашнурует” школы. Хочу подчеркнуть – это не требования к учащимся. Это документ, ориентирующий на определенное содержание, который свидетельствует о том, что дает школа детям за период обучения. Его могут читать родители, чтобы понять, что будут изучать их дети в девятилетней школе. Это документ, который ориентирует авторов учебников на то, какой материал должен быть в них реализован. Школа должна понимать, что она должна предложить своим ученикам. Учитель, составляющий программу, должен этот минимум содержания в нее включить.

Может ли этот документ служить инструментом для аттестации учителей? (Для учащихся, как вы поняли, – нет). Это не инструмент для аттестации учителей. Это вообще не инструмент для каких-либо карательных санкций по отношению к кому-либо, а документ, на который должны ориентироваться учителя, авторы, родители.

Статья 7 Закона “Об образовании”, кроме обязательного минимума, предусматривает еще максимальный объем учебной нагрузки учеников. Он утвержден приказом в виде базисного учебного плана. И еще должен быть один нужный, но совершенно другой по характеру документ – Требования к уровню подготовки выпускников. Документ очень важный и очень опасный. Его еще нет. Мы относимся к нему с большой серьезностью, и я не могу сказать, что мы его выпустим в ближайшее время. На основе обязательного минимума Министерством образования готовятся примерные программы по образовательным областям и предметам. Они будут изданы. Туда войдут и Требования к уровню подготовки выпускников, которые, кстати, будут опубликованы в “УГ” для обсуждения.

Обязательный минимум содержания общего среднего образования мы надеемся подготовить и опубликовать для обсуждения в июле-августе.

Маргарита ЛЕОНТЬЕВА,

начальник Управления общего среднего образования МО РФ

…И они заговорили

Только наше время при всех его издержках, к счастью, смогло дать книгу С.Ф.Ивановой “Говори! Уроки развивающей риторики”. – Школа-Пресс, 1997 г.

В этой книге найдет ответ на свои вопросы читатель любого возраста, любой профессии, но особенно издание может быть полезно ученику, студенту и, конечно, учителю.

Это не обычный учебник с трафаретным набором обязательных атрибутов урока, с “разжевыванием” тем. Книга воспитывает вдумчивого читателя, побуждая его к творчеству, что было характерно и для предыдущих книг С.Ф.Ивановой “Искусство диалога, или Беседы о риторике” (Пермь, 1992), “Введение во храм Слова” (Школа-Пресс, 1994).

Здесь мы найдем не только теоретический материал по технологии создания речи, но и разнообразные образцовые выступления, статьи, которые позволят самостоятельно расширять познания в различных областях мировой культуры и науки. (Недаром книга имеет подзаголовок “Уроки развивающей риторики”). А через самодиагностику, которая также представлена здесь, любой сможет оценить свои ораторские способности.

Не один год проработав преподавателем словесности и риторики в УПК “Педколледж-лицей ? 5”, я постоянно сталкивалась с проблемой учебной литературы по риторике для учителя-практика.

Используя на уроках риторики в течение этого учебного года книгу “Говори!”, мои студенты в достаточной степени овладели основами общей и частной – педагогической – риторики, что нашло практическое выражение в их творческих работах, в умении выступать на заданную тему, участвовать в диалоге.

I. Лицеисты и студенты написали сочинения-рассуждения в жанре свободного эссе на одну из предложенных философско-педагогических тем: “Какой я вижу школу будущего”, “Что сегодняшний российский лицей может взять из опыта Царскосельского лицея”, “Я и Россия через 5 лет”. Этим темам предшествовала большая подготовительная работа на занятиях:

– Теоретическое изучение представленных в новом пособии образцовых текстов русских летописей из “Повести временных лет”, речей, выступлений писателей, мыслителей, риторов прошлого и настоящего (Сократ, Аристотель, Цицерон, И.Павлов, Н.Рерих, В.Набоков, А.Лосев, И.Ильин и др.).

Студенты приобретали навыки составления речей разных типов: публицистического, научного, убеждающего, обучающего, так необходимых будущему учителю, воспитателю.

– Глубокий риторический анализ мемуарных и учебных текстов о школах, лицеях и гимназиях прошлых лет, особенно “просветительской эпохи” в России.

– Устные выступления с короткими речами разных типов и жанров с критическим анализом их.

– Составление композиций с выделением главных стратегических моментов, с определением характера адресата и гипотетического образа оппонента.

– Самостоятельный отбор материала (при консультации с преподавателем) для сочинения и его расположение в рамках композиции.

II. Сочинениям в форме послания (открытое письмо, письмо-поздравление, письмо в форме путевых заметок и т.д.) предшествовали стилистическая работа с разными формами обращения, анализ эталонных писем, составление их с учетом целей и языкового оформления.

III. Большой интерес проявили лицеисты и студенты к написанию текстов торжественно-ритуальной речи в жанре “Слова”:

– о колледже и лицее (к юбилею);

– о матери (к 8 Марта);

– о любимом поэте (особое внимание уделялось датам, связанным с именем А.С.Пушкина).

Перед написанием этих творческих работ изучали образцы из хрестоматий, занимались выразительным чтением, разработкой чтецкой партитуры, используя рекомендации автора книги “Говори!”.

IV. Фантазию проявили лицеисты и студенты при написании короткой обучающей речи в жанре “инструкции или рекомендации”, как сделать какую-либо вещь или произвести определенную работу в скрытой форме, т.е. изобрести такую форму речи-инструкции, чтобы сам рецепт был сокрыт этой формой, его было бы интересно и приятно читать или слушать.

Итоговой работой по риторике для всех заканчивающих курс общей риторики стала “мини-лекция” (5-7 минут) о сути и значении риторики для тех, кто придет изучать ее на I курс.

Можно долго и много говорить о полезности этой книги для будущих учителей. Но лучше всего об этом сказали сами ребята в своих многочисленных разножанровых творческих работах. А работа студентки колледжа I курса Елены Алещенковой – “О царе и яблочном пироге” стала даже речью-инструкцией в стихах собственного сочинения. Замечательных, надо сказать, стихах.

Лариса КАПЫРИНА,

преподаватель УПК “Педколледж-лицей” # 5

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте