Музыка – не просто искусство, но и лекарство. О ее целебных свойствах человечество узнало еще из Библии. В священной книге говорится, что царь Израиля Саул, став одержимым злым духом, позвал Давида и попросил сыграть на гуслях. «Давид, взяв гусли, играл, отраднее и лучше становилось Саулу». Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. Древнегреческий ученый обнаружил, что она подчиняется высшему, с его точки зрения, закону – математике. А значит, восстанавливает в организме гармонию. В III веке до нашей эры в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский центр. Туда приходили люди, чтобы излечиться как от душевных, так и от физических недугов. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.
Досье «УГ»Музыкотерапевты заметили, что для каждого медицинского случая хороша вполне определенная мелодия. Так, от алкоголизма и курения помогут избавиться «Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, «Метель» Свиридова. При плохом аппетите подойдут «Битлз», фортепьянные концерты Листа, при переутомлении – Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Элвис Пресли. «Вальс цветов» Чайковского и Моцарт излечивают язву желудка и двенадцатиперстной кишки, а «Весенняя песня» Мендельсона, «Юморески» Дворжака и Гершвин – мигрень.На носу весна, а с ней – обострение депрессий. Впасть в уныние не дадут «Хабанера» из оперы Бизе «Кармен», «Калашников» Бреговича, «Турецкий марш» Моцарта, «Триумфальный марш» из «Аиды» Верди.Совершенно противоположным эффектом обладает тяжелая музыка. Хеви металл не только провоцирует «черные» мысли и плохое настроение, но и способствует саморазрушению организма. Также следует поостеречься ноктюрнов Шопена, которые вызывают депрессию, и Рихарда Штрауса. Музыкальные произведения последнего у особо восприимчивых могут возбудить низменные инстинкты.Впрочем, универсальных рецептов не существует. Поэтому специалисты по музыкотерапии подбирают лечебные мелодии индивидуально. Причем не одну, а целый цикл специально подобранных мелодий. К тому же рекомендуется слушать те мелодии, которые вам нравятся и особенно эмоционально близки.
СтатфактКаждый инструмент хорош для своего случая. Медики установили, что струнные инструменты – скрипка, виолончель, альт – наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.
Гайдн и званый обед
Преподаватель Павловской музыкальной школы Нижегородской области Елена Михайловна Пелевина не может припомнить, когда впервые заинтересовалась музыкальной терапией, но говорит, что убедилась в целительных свойствах музыки еще в детстве, когда музыка помогла ей пережить детские горести и первые потери. С тех пор прошло много времени, и Елене Михайловне не раз довелось удостовериться в том, что музыка способна действовать на человека, как лекарство, исцеляющее не только душевные боли, но и физические. Педагог узнала, что медицинские эффекты музыки в разные времена изучали ученые всего мира, и решила использовать этот опыт в своей работе. Так, в программе, которую осваивают ученики Пелевиной, стали появляться музыкальные произведения, врачующие гипертонию, гипотонию, депрессии и другие недуги.
Елена Михайловна работает в Павловской музыкальной школе уже тридцать лет. Ее ученики – постоянные участники и победители многих районных и областных музыкальных конкурсов. Занимаются ребята со своим педагогом с большим желанием, и она, всячески стараясь, чтобы за этими занятиями ее девчонки и мальчишки не соскучились, каждый раз придумывает для них что-нибудь новенькое и интересное. Из разряда этого новенького оказалась и музыкотерапия, с которой Елена Михайловна стала с некоторых пор знакомить своих учеников.
– Наблюдением за тем, как музыка влияет на состояние человека, люди занимались с незапамятных времен. Еще Авиценна лечил музыкой нервные заболевания, – говорит Елена Михайловна. – В начале XX века наш знаменитый соотечественник академик Бехтерев стал изучать влияние музыки на организм человека с точки зрения медицины, и позднее его начинание было подхвачено в разных странах мира, медицинские эффекты музыки стали подтверждать экспериментально.
В результате своих исследований Бехтерев пришел к выводу, что музыка влияет на системы дыхания и кровообращения человека, может устранять усталость и бодрить. Ученый подчеркивал, что не случайно у людей сложилась традиция петь колыбельные детям. Он считал, что без них полноценное развитие ребенка вообще невозможно.
В Павловской музыкальной школе терапевтический и лечебный эффект музыки не является определяющим при формировании учебной программы. Просто ученикам Пелевиной становится чуть интереснее изучать ту или иную пьесу, когда они знают, что, по мнению музыкотерапевтов, она врачует язву желудка или печень.
– Мне бы хотелось поставить наши занятия на более серьезную основу или начать сотрудничать с кем-то из медиков, но пока этого не случилось, делать выводы о медицинском влиянии музыки мы можем только исходя из собственного опыта, – призналась педагог.
На своих занятиях Елена Михайловна подтвердила мнение композиторов и исследователей о том, что пьеса Хачатуряна «Две смешные тетеньки поссорились» в тональности до-мажор помогает справиться с воспалительными процессами в организме, улучшает настроение, бодрит, повышает давление и даже увеличивает выделение пищеварительных соков. Стоит заметить, что у Гайдна много жизнерадостной мажорной музыки. А ведь он писал свои произведения по заказу богатых людей для их званых обедов. Значит, не случайно композитор пользовался у них такой популярностью, и его музыка не просто радовала заказчиков, но еще и облегчала их физическое состояние в результате переедания, помогала перевариванию пищи.
Бах проясняет мозги
Изучая мировой музыкотерапевтический опыт, Елена Пелевина познакомилась с экспериментами французских врачей Гильо и Жюста. Они одними из первых в мире в 60-е годы XX века разработали программу лечения музыкой. Музыку для терапевтических целей ученые отбирали после опроса участников эксперимента, которым давали прослушивать те или иные произведения. Если мнения слушателей в оценке композиции и полученного эффекта совпадали в более чем 60 процентах случаев, то произведение получало свое название: «успокаивающее», «бодрящее», «обнадеживающее». После Гильо и Жюст «прописывали» музыкальное «лекарство» пациенту. Подобные опросы Елена Михайловна провела и среди своих учеников.
– Ребята писали сочинение о том, какую музыку и в каких обстоятельствах им обычно хочется слушать. И все, как один, отметили, что на уроках математики им хотелось бы слушать Баха. Причем это мнение ребят подтверждается и исследованиями, свидетельствующими, что произведения Баха проясняют мозги, а Моцарт еще и умственные способности развивает. Про Моцарта, кстати, могу добавить, что исполнение «Реквиема», по мнению музыкотерапевтов, укрепляет иммунитет человека.
Вероятно, кто-то может усомниться в том, что «Вальс цветов» из «Щелкунчика» Чайковского способен справиться с язвой желудка, а свадебный марш Мендельсона поможет против воспаления легких. Однако факт остается фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия также взяла на вооружение этот опыт: лидер российской школы музыкотерапии солист Большого театра Сергей Шушарджан при Музыкальной академии имени Гнесиных создал отделение музыкальной реабилитации. Ученики Шушарджана осваивают методики лечения музыкой различных заболеваний и восстановления здоровья пациентов после травм. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Так что педагог-энтузиаст из Павлова Елена Пелевина идет в ногу с актуальными тенденциями в науке. Не исключено, что ей удастся найти единомышленников среди медиков и эксперименты с музыкотерапевтической программой в музыкальной школе будут подкреплены медицински.
Павловск, Нижегородская область
Комментарии