search
main
0

В ТГУ исследуют факторы успешности студентов

В Томском государственном университете реализуют лонгитюдный проект «Исследование социальных и психологических предикторов образовательной успешности студента и выпускника ТГУ».

Фото: сайт ТГУ

Проектная работа рассчитана на шесть лет. В ее ходе исследователям предстоит изучить образовательные траектории студента вуза от поступления до выпуска и трудоустройства. Оно также покажет, какие факторы определяют успешность этих траекторий. Исследование проводят студенты Института образования Томского госуниверситета совместно с факультетом психологии и Институтом дистанционного образования.

Такую исследовательскую работу начали университетские социологи еще в 2020 году. Они опрашивали первокурсников об их ожиданиях от учебного года и имеющемся у них опыте. В конце года у респондентов узнавали, насколько ожидания оправдались. С тех пор анонимное анкетирование проводят ежегодно, полученные данные рассылают по факультетам, обсуждают с деканами и руководителями образовательных программ.

По словам директора Центра социологии образования ТГУ Марии Абрамовой, исследовательская группа социологов выявляет факторы, влияющие на успеваемость. Основываясь на них и на рекомендациях социологов, факультеты могут принимать управленческие решения. Так, в начале обучения в научной деятельности заинтересованы 40% первокурсников, а к концу первого года – лишь пятая часть из них принимает участие в исследованиях. Так что факультетам рекомендовано расширять такие возможности уже на первом курсе, чтобы удовлетворить запрос и уменьшить риск отчисления.

В предыдущие годы Центр набрал необходимый опыт, более точно сформулировал вопросы, подобрал эффективные инструменты для работы со студентами. Первичное анкетирование проводится в рамках курса «Погружение в университетскую среду» – его проходят почти все первокурсники Томского госуниверситета. С начала нового учебного года социологическое исследование дополнят психологическим портретом студентов. Участие психологов позволит оценить, в какой степени образовательные результаты студента обусловлены особенностями личности, а не возможностями вуза. Командой психологов руководит декан факультета психологии Дмитрий Баланев. Административные данные по студентам формирует группа Института дистанционного образования ТГУ под руководством Артема Фещенко.

Проведенные исследования уже показали, что у многих студентов российских вузов возникают проблемы с психологическим благополучием. Ученые отметили связь между рисками депрессии и образовательными результатами. Первичность пока определить сложно. В настоящее время в лонгитюдное исследование студентов ТГУ включены вопросы, измеряющие уровни психологического благополучия. По итогам анкетирования данные для управленческих решений предоставят не только факультетам. Каждый студент получит психологический портрет своей личности. Ожидается, что это поможет молодежи выстроить жизненную траекторию.

Как сообщает сайт вуза, кроме проведения анкетирования, Центр социологии образования консультируют учебные подразделения по итоговым результатам. В университете планируется создать единую модель сбора и представления данных, чтобы эти сведения можно было использоваться в работе РОПов, деканатов, проректоров. В вузе отмечают, что от удовлетворенности студента зависят и его образовательные результаты, и дальнейшее трудоустройство — в конечном итоге, успех вуза как образовательной организации. Университету важно понимать интересы и мотивы студентов для принятия максимально эффективных управленческих решений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте