search
main
0

В текущем учебном году особенностью письменного экзамена за курс основной школы станет то, что он будет проводиться по открытым текстам. Тексты для изложений опубликованы в “Сборнике текстов для проведения письменного экзамена (изложения) по русскому языку в 9-х классах общеобразовательных учреждений” (авторы-составители Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова), издательский дом “Дрофа”, 1998, 1999 гг. В школы разошлют экзаменационные материалы, где будут указаны два номера из этого сборника. Предварительно ознакомившись с текстами (согласно Положению об итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений), учитель самостоятельно решит, какой из предложенных текстов в большей степени подходит для его класса.

На письменном экзамене школьники имеют право пользоваться словарями различных типов.

Все имена собственные, которые встречаются в тексте изложения, можно выписать на доске. По толковому словарю ученики выяснят значение непонятных слов.

Методика подготовки, проведения и проверки изложения с творческим заданием описана в методической литературе и в методическом письме “Изложение – аттестационная форма контроля” (авторы А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, Л.М.Рыбченкова), которое опубликовано в сборнике нормативных документов “Общее среднее образование России. 1996-1997 гг.”, издательство “Про-Пресс”.

Аттестационная работа в 9-м классе, кроме пересказа исходного текста, содержит творческую работу – элементы сочинения.

Руководствуясь заданием, ученик может (при подробном изложении текста): коротко ответить на вопрос; дать небольшое описание интересного для него и важного для понимания проблемы объекта; дать небольшое или развернутое рассуждение о проблеме, затронутой автором исходного текста; написать небольшое повествование, доказывающее его точку зрения.

Если текст, созданный учеником, не является органическим продолжением пересказа, а представляет собой сочинение-рассуждение, отзыв или другое речевое произведение, то его необходимо отделить пропущенной строкой от текста изложения.

Письменный экзамен в 9-х классах школ с углубленным изучением русского языка проводится в форме сочинения. На выбор ученику будут предложены четыре темы: две свободные, две по курсу литературы. Приведем в качестве примера несколько тем прошлого учебного года.

1. Смысл названия пьесы А.Грибоедова “Горе от ума”.

2. Татьяна в начале и в конце романа А.Пушкина “Евгений Онегин”.

3. “Богатство русского языка неизмеримо. Оно просто ошеломляет”. (К.Паустовский).

4. “Москва! Москва!.. люблю тебя как сын, как русский, – сильно, пламенно и нежно!” (М.Лермонтов).

1. Мцыри как романтический герой. (По поэме М.Лермонтова “Мцыри”).

2. Сестры Ларины. (По роману А.Пушкина “Евгений Онегин”).

3. Монолог о Слове.

4. “Люблю, как лучший звук, Москву!” (К.Бальмонт).

Устный экзамен по русскому языку в 9-м и 11-м классах по-прежнему остается экзаменом по выбору. В 11-м классе ученик имеет право выбрать этот экзамен только в том случае, если русский язык входил как учебный предмет в учебный план школы. В этом учебном году подготовлен доработанный авторами вариант примерных билетов по русскому языку для выпускников 9-х и для выпускников 11-х классов, а также для ребят, изучающих русский язык углубленно. Материал предлагаемых билетов может быть взят учителем за основу. Учитель имеет право внести в примерные билеты свои коррективы, учитывая особенности программы, по которой изучался курс русского языка.

Хотелось бы обратить внимание на то, что такие формы устного экзамена, как комплексный анализ текста, защита реферата, требуют особой подготовки учеников. Если школьники не занимались комплексным анализом текста на уроках русского языка, то нецелесообразно предлагать им такую форму устного экзамена. К защите реферата учеников также необходимо готовить: заранее предложить примерные темы, научить планированию работы над рефератом и т.д.

В последнее время получили распространение тесты, разработанные Центром тестирования при МПГУ. Эти тесты не могут заменить обязательного государственного письменного экзамена по русскому языку, так как не проверяют речевую подготовку учащихся. В то же время тестирование может быть использовано в качестве экзамена по выбору для учеников 9-го класса.

Лидия РЫБЧЕНКОВА,

начальник отдела гуманитарного образования Минобразования РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте