В последние годы в России открывается все больше кадетских образовательных учреждений. Называют их по-разному: школы-интернаты, кадетские корпуса, лицеи. И все они независимо от названия выполняют нужную и важную миссию – воспитывают патриотов России, будущих защитников Отечества. Огромное значение имеет то, что ребята из малообеспеченных семей могут получить хорошее образование и осуществить свою мечту – стать военными. В кадетских школах заботятся и о духовно-нравственном воспитании подростков, что особенно актуально в наши дни. Очень отрадно, что таких образовательных учреждений все больше и дети из глубинки все чаще становятся офицерами. В одной из таких школ – Тамбовском кадетском корпусе имени Л.С. Демина побывал наш постоянный автор.
Мальчишки в военной форме, спешащие ранним утром на учебу, в Тамбове давно никого не удивляют. Кадетская школа существует уже более шести лет. За это время горожане не только привыкли к ней, но и поняли, что ее воспитанники достойны всяческого уважения. Ребята не болтаются по подворотням, а заняты серьезным делом. Они с уважением относятся к старшим, подтянуты, деловиты. Военная форма ко многому обязывает подростков.
Заметим, что у традиций кадетского воспитания в Тамбове есть более чем двухвековые исторические корни. Первый кадетский корпус там был основан во времена Александра I. 13 ноября 1801 г. император выразил благоволение тамбовскому дворянству и разрешил открыть училищный корпус. Тамбовский предводитель организовал сбор средств. В числе жертвователей был известный генерал Н.П. Архаров, бывший московский обер-полицмейстер и губернатор. Первоначально собрали 60 тысяч рублей, на проценты от которых должен был существовать корпус, основанный преимущественно для обучения детей бедных дворян. Окончание корпуса давало право лучшим ученикам без экзаменов поступать в университеты.
Открытие училищного корпуса состоялось 22 июня 1802 г. в доме Беклемишева, на берегу реки Студенец. Учредили три класса. В учебную программу входили закон Божий, священная история, логика, арифметика, алгебра, геометрия, география, французский и немецкий языки. Обучали также рисованию, танцам и фехтованию. Первым училищным инспектором, или «надзирателем за благонравием», был назначен капитан Ведепян Калинин.
Самые бедные обучались бесплатно (по одному от уезда), приходившие платили 50 рублей, пансионеры – 150 в год. Первый выпуск состоял из 10 человек. В 1839 г. Тамбовский дворянский корпус перешел в ведение Главного управления учебных заведений. Кроме юных жителей Тамбова, в нем обучались ребята из Воронежской, Казанской, Симбирской губерний.
К ноябрю 1831 г. в кадетском корпусе было 86 воспитанников в возрасте до 19 лет. Программа была насыщенной и давала основные знания, необходимые для дальнейшего обучения или службы. Поскольку корпус считался привилегированным учебным заведением, дворяне ходатайствовали о зачислении детей в число кандидатов заранее, с 5-6-летнего возраста.
Из Тамбовского корпуса в разное время вышли такие известные люди, как будущий декабрист А.В. Веденяпин, изобретатель лампы накаливания А.Н. Лодыгин, конструктор-оружейник С.И. Мосин, разработавший трехлинейную винтовку образца 1891 г.
Хочется надеяться, что преемник славных традиций – нынешний Тамбовский кадетский корпус тоже подарит России немало известных имен. Для таких надежд есть все основания. Самое главное из них – хорошее образование, которое получают кадеты. Общеобразовательные программы сформированы на основе лучших традиций российского образования и культуры. Воспитанники корпуса углубленно изучают математику и физику, а также раздел военно-технической тематики в рамках иностранного языка.
Успешно идет подготовка учащихся по военно-прикладным учебным дисциплинам. В программе начальной военной подготовке выделено значительное время на изучение основ военной службы, а также правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, военного, техногенного и социального характера. Уроки по НВП проводят опытные педагоги – офицеры запаса.
Предмет «Технология» дает кадетам знания и навыки основ радиотехники, радио- и телеграфной связи. Уроки по радиотехнике проводят преподаватели специализированной кафедры Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища радиоэлектроники (военного института) с использованием его учебно-лабораторной базы.
В кадетском корпусе созданы условия для полноценного и гармоничного развития личности, социальной и психологической адаптации ребят в обществе. Все учащиеся осознанно идут к выбору профессии и в последующем успешно осваивают профессиональные образовательные программы.
Молодые люди подготовлены физически, здоровы и выносливы. При составлении учебной программы по физкультуре педагоги стремились не только укрепить здоровье юношей, но и обеспечить их физическую подготовку к армейской службе в соответствии с требованиями Министерства обороны России. Ребята выполняют упражнения по гимнастике, легкой атлетике, преодолевают полосу препятствий, учатся рукопашному бою. А физическая закалка – гарантия успешной сдачи вступительных экзаменов по физкультуре в военных вузах.
Каждый день в корпусе начинается с торжественного построения и развода на занятия. Они организованы в одну смену. После окончания плановых занятий с кадетами проводится внеурочная работа – индивидуальные дополнительные занятия, воспитательные и спортивные мероприятия.
Военно-патриотические мероприятия, в том числе и посвященные профессии офицера, воспитанию на примерах героического прошлого проходят в музейно-выставочном комплексе высшего военного авиационного инженерного училища. Там наряду с другими есть экспозиция, посвященная истории и традициям Тамбовского кадетского корпуса имени Л.С. Демина.
Руководит комплексом заслуженный работник культуры РФ полковник запаса И.А. Николаев. Там не ограничиваются экскурсионными посещениями, а часто проводят встречи, конференции, семинары с участием ветеранов Великой Отечественной войны, афганских и чеченских событий, деятелей культуры и искусства, военачальников. Кадеты знакомятся с шедеврами мировой и отечественной культуры.
Большое значение для героико-патриотического воспитания имеет сложившаяся в кадетском корпусе система военных ритуалов и символики. В их числе – вынос знамени кадетского корпуса на торжественные мероприятия, борьба за право быть знаменосцем и ассистентом у знамени, нести вахту у него, а также у Вечного огня, прохождение питомцев корпуса с военным оркестром по городу, участие в военных парадах. По сложившейся традиции ежегодно пополнение кадетского корпуса дает торжественную клятву на городской площади у Вечного огня в присутствии многочисленных гостей и родителей.
На воспитательном процессе отражается и то, что половина работников школы – мужчины. Все воспитатели и большинство преподавателей – военнослужащие запаса, с высшим, в том числе и педагогическим, образованием. Это позволяет строить воспитательную работу квалифицированно, профессионально, с учетом собственного опыта.
Военно-патриотическая работа с кадетами начинается с самых первых дней их пребывания в школе – с проведения военно-лагерных сборов. На них новобранцы получают начальные военные знания и навыки. Благодаря расписанному по минутам распорядку дня подростки привыкают к дисциплинированности и организованности. Они учатся жить в условиях, кое в чем приближенных к условиям армейского быта, носить военную форму, нести службу на постах, выполнять различные довольно сложные и ответственные задачи.
Кадетский корпус не сразу стал таким, как сейчас. Его директор Николай Хворов рассказал, что все начиналось с кадетского класса в школе №23. Когда после двухлетнего обучения все без исключения его питомцы поступили в вузы, а рейтинг класса взлетел так, что принять всех желающих было невозможно, несмотря на самый жесткий отбор. Стало ясно, что эксперимент удался и для продолжения задуманного требуется новое помещение. Оно нашлось на территории военного института. Там за парты сели 120 кадетов. Было налажено тесное взаимодействие с военкоматами, спортивными организациями, военно-учебными заведениями, областной администрацией, тамбовским Дворцом творчества.
Постепенно школа расширялась, приобретала нормативно-правовую и укрепляла материальную базу. Сейчас в кадетском корпусе обучаются 430 человек. К сожалению, не обходится без проблем. Введены в эксплуатацию два компьютерных класса, однако выхода в Интернет нет. Руководство уже обратилось к администрации области с просьбой включить школу в программу Интернет-образования и надеется на положительный результат.
В школе очень удачно подобран педагогический коллектив. Антонина Хлестова, Жанна Четвертакова, Владимир Горин и другие отдают детям все знания и опыт. Их объединяет преданность делу, увлеченность, желание работать, не считаясь со временем. Прекрасно оформлены учебные классы. Может быть, поэтому здесь так много победителей олимпиад и различных конкурсов как местного, так и общероссийского уровня.
– В 2003 г. 90% из 83 выпускников поступили в военные вузы, – заметил заместитель директора по учебно-воспитательной работе Владимир Макаров. – 22 кадета стали курсантами Военно-морского института радиоэлектроники имени А.С. Попова в Санкт-Петербурге. У нас заключен договор о сотрудничестве, на его основе созданы профильные морские классы, изучается факультативный курс «Военно-морское дело». Ребята с удовольствием посещают морской кружок, который ведет капитан 2 ранга запаса Сергей Малышев.
– На занятиях мы изучаем устройство корабля, навигационные карты, учимся вязать морские узлы, – рассказал Сергей Валентинович. – Каждый год в городском бассейне наши «морские волчата» осваивают приемы погружения до 10 метров, готовятся к трудной и почетной профессии офицера-подводника. Мы гордимся тем, что один из наших выпускников уже служит на подводной лодке «Тамбов».
Общеизвестно, что Вооруженные Силы и другие силовые структуры нашей страны испытывают немалый кадровый «голод». Злободневная ныне проблема комплектования войск, подбора достойных, подготовленных к ратной службе интеллектуально, морально и физически кандидатов в профессионалы может обостриться по мере перевода войск министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба, на контрактный (добровольный) принцип комплектования. В этих условиях целенаправленное развитие сети кадетских образовательных учреждений, увеличение числа школьников с погонами на плечах может оказаться одним из действенных средств преодоления кадрового «голода», эффективной подготовки пополнения рядов российских профессионалов ратной службы. Однако, чтобы кадетское движение активнее служило благу Отечества, нуждам национальной безопасности и обороны нашей страны, необходимо сделать немало.
Практика показывает, что «подводных камней» на пути развития кадетских образовательных учреждений немало – начиная с финансирования, разнообразных материально-бытовых трудностей и заканчивая кадровыми, методическими проблемами. Очевидно, опыт, накопленный в Тамбовском кадетском корпусе имени Л.С. Демина, подсказывает пути решения многих из них. В частности, поучителен опыт ранней военно-профессиональной ориентации школьников в кадетской форме не только на конкретный вид Вооруженных Сил России, но и на конкретный вуз Военно-Морского Флота. К слову, такой подход практикуется и в некоторых других кадетских образовательных учреждениях и дает положительные результаты. Думается, он заслуживает более широкого распространения.
Кадетская школа уже дала путевки в армейскую и флотскую жизнь сотням тамбовских мальчишек, мечтающих стать офицерами. И продолжает готовить будущих профессионалов ратной службы. Часть ребят приезжает из области. Для них разрабатывается проект создания филиалов, кадетских классов в районах. Директор корпуса Николай Хворов – председатель областного совета директоров общеобразовательных кадетских учреждений. Не так давно открылся кадетский класс в поселке Сосновка в 70 км от Тамбова. А кадетскому корпусу, осуществляющему методическую и материальную поддержку, присвоен статус экспериментального центра гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи.
Комментарии