search
main
0

В таежном краю . Реализуются успешно программы дополнительного образования

Кривошеинский район, расположенный в 170 километрах к северо-западу от Томска, вытянулся вдоль великой русской реки Обь на 44 километра и вглубь от нее – на все сто. Почти половину его площади занимает тайга. Жить нелегко. Небольшие деревушки во время ледохода полностью отрезаны от Большой земли. В холода перебраться через реку можно, да только пятидесятиградусные морозы не редкость. О том, как действует в таежных условиях система образования, рассказывает Мария КУСТОВА, начальник управления образования администрации Кривошеинского района.

СтатфактС начала реализации Комплексного проекта модернизации образования в Кривошеинском районе:- внедрена НСОТ в 30 процентах школ;- все образовательные учреждения перешли на нормативное подушевое финансирование;- введена новая школа в селе Володино;- 23 процента учебных заведений представили свои инновационные образовательные программы.

В районе 13 школ, из них 7 средних, 6 основных, 3 филиала начального общего образования. Обучаются 1500 школьников. С 2003 года в районе определены 4 базовые школы. Из 14 деревень в них подвозят учеников на школьных автобусах. Их у нас 6. В Кривошеинской средней и Никольской основной школах работают интернаты. Самая большая школа – в районном центре – насчитывает около 600 человек, но есть такие, в которых учатся 20-30 ребят.

– Мария Федоровна, какая главная трудность в работе районной системы образования?

– Большинство школ малокомплектные. Обучение в такой школе становится личностно ориентированным. Иногда бывает трудно педагогу навестить нерадивого ученика, если он живет за 40-50 километров от школы. В управлении образования каждую четверть обновляется банк данных нерадивых. К сожалению, анализ показывает, что в 23 процентах школ есть дети, которые систематически пропускают занятия. Причины, как и везде, социальные. Либо родителям не до детей, либо ребятишки помогают мамам и папам по хозяйству, рыбачат, охотятся.

– Да, край у вас таежный, дикий.

– Таежный, но не дикий. У нас хорошо поставлено дополнительное образование. Развиваются детский лыжный спорт, хоккей, ежегодно проводятся районная спартакиада школьников и фестиваль зимних видов спорта. В детско-юношеской спортивной школе, у которой есть свой стадион «Кедр», спортивный комплекс и освещенная лыжная трасса, занимаются около 150 детей. Программы дополнительного образования реализуются и в Доме детского творчества, и в школах. Сохранены объединения авиамодельного спорта, краеведения, столярного дела, военно-патриотические клубы. Школа искусств открыла филиалы в селах Красный Яр и Володино, где реализуются программы инструментального исполнительства, хореографии и театрального искусства. В трех музыкальных школах района занимаются 200 детей. В 2005 году в Кривошеинской музыкальной школе открыто бесплатное отделение общеэстетического воспитания для детей из малообеспеченных и социально незащищенных семей – очень важный, на мой взгляд, социальный проект. В группе риска ведем профилактическую работу, в чем нам помогают сотрудники правоохранительных органов. Из 70 ребят, состоящих на внутришкольном учете, дополнительным образованием охвачены 62.

– Наверное, есть проблема с детскими садами?

– В общем-то, как и везде. Решаем за счет использования внутренних резервов системы образования. Организуем группы кратковременного пребывания детей. На базе 10 школ работают группы предшкольной подготовки. Планируется открытие детского сада на базе Кривошеинской школы. Мы ставим перед собой задачу создать условия для полноценного дошкольного образования наших детей.

– А как обстоят дела с материальным обеспечением школ?

– Комплексный проект модернизации образования помог нам улучшить материально-техническую базу малокомплектных школ: получены унифицированные комплекты компьютерной техники, интерактивные доски, 2 кабинета физики, оборудование для пришкольных интернатов, районного ресурсного центра, автоматизированные средства контроля «Символ Тест» и устройства сбора данных «Символ УСД» с программным обеспечением. Если в 2006 году на 1 компьютер приходилось 14 учеников, то сейчас – 9. В 2007-м завершено подключение школ района к широкополосному Интернету. С помощью Департамента образования Томской области все школы района оснащены автоматизированными рабочими местами для учителя. Кстати, в конкурсе официальных сайтов образовательных учреждений Томской области дипломы 3-й степени получили Володинская, Иштанская и Новокривошеинская школы. А Пудовская и Красноярская получили статус ресурсно-внедренческих центров инноваций.

– Общественность помогает школам?

– Органы государственно-общественного управления созданы во всех школах. Работает муниципальный совет по образованию. При аттестации педагогических работников, аккредитации и лицензировании школ предусмотрено присутствие общественных экспертов, как, впрочем, и при распределении стимулирующих доплат учителям.

– Кстати, о стимулирующих доплатах. С какими проблемами вы столкнулись при введении НСОТ?

– Не все благополучно складывалось при переходе на оплату труда по принципу ученико-час. Были ограничительные условия, которые вновь возвращали нас к системе уравнивания, подтягивания к бывшим окладам и начислениям. Искусственно менялся фонд оплаты труда обслуживающего персонала в связи с требованием доведения оклада до МРОТ. Не обошлись без обид и разочарований при распределении стимулирующей части.

Сегодня уровень среднемесячной заработной платы по школам отличается. Самая высокая – в Кривошеинской (18666 рублей), самая низкая – в Петровской (10553). В среднем по району заработная плата педагогов – 12816 рублей.

– Какие факторы влияют на уровень зарплаты?

– Переход на новую систему оплаты труда неразрывно связан с нормативно-подушевым финансированием. В нашем районе расхождение между значениями максимального (102) и минимального (36) нормативов очень существенно – необходимо их выравнивать. Умножая норматив на среднегодовое число учеников по школам, мы получаем объем субвенции на общее образование, куда входят фонд оплаты труда и фонд материального обеспечения. В условиях перехода на НСОТ соотношение между этими фондами допускается в пропорции 95:5, хотя требуемое соотношение – это 90:10. Только при таком условии школа будет развиваться, улучшать материальную базу и условия образовательного процесса. Следующий фактор, оказывающий влияние на размер заработной платы, – педагогическая нагрузка. В ряде школ высок коэффициент совмещения, то есть там, где должен за ставку работать один учитель, работают два, иногда три педагога. В большинстве школ переизбыток обслуживающего персонала. Логика руководителей проста – площади в школах остаются прежними, столовые работают. Но нужно понимать, что в связи с уменьшением числа детей должна уменьшаться и доля фонда оплаты труда обслуживающего персонала в общем фонде по учреждению. В связи с этим в четырех школах, работающих по новой системе оплаты труда, мы стремимся установить соотношение 70 (ФОТ педагогов) и 30 (ФОТ прочего персонала).

– Мария Федоровна, каковы ваши планы на будущее?

– Надо завершить переход на новую систему оплаты труда, выполнить взятые обязательства по нацпроекту, провести оптимизацию. Хотим внедрить систему оценки качества образования на муниципальном уровне. Обязательно продолжим эксперимент по профильному обучению и, конечно, будем разрабатывать Программу инновационного развития образования нашего района.

Кривошеино, Томская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте