В региональной областной целевой программе «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годов» предусмотрены разделы «Совершенствование материально-технического обеспечения развития системы образования» и «Информационное сопровождение развития системы образования». Это означает, что ИКТ в образовании уделяется огромное внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях. Каким же образом происходит реализация этих направлений и задач на муниципальном уровне в одной отдельно взятой общеобразовательной школе?
«Лицей города Троицка» – отдельно взятая муниципальная общеобразовательная школа. В период 2005-2006 и 2006-2007 учебных годов мы добились звания победителя конкурсов «Лучшие школы Подмосковья-2006» и «Лучшие школы России-2006, а также конкурсного отбора ПНПО среди школ и учителей. Благодаря этим победам лицей существенно улучшил свою обеспеченность компьютерным оборудованием и программным обеспечением. Мы получили грант в рамках нацпроекта, специальное финансирование на создание коммуникационно-досугового центра на базе лицея и оснащение предметных кабинетов по решению губернатора Московской области Бориса Громова.
Кстати, еще до конкурсов увеличение роли ИКТ в образовательной программе лицея стало одним из факторов, внесших существенный вклад в его достижения.
Как и ожидалось, оснащение школ-победителей ПНПО компьютерным оборудованием в рамках всей страны столкнулось с рядом проблем:
дефицит заказываемого оборудования;
проблемы с его установкой и обслуживанием;
доступность информационных ресурсов;
обеспеченность и доступность лицензионного ПО;
обеспеченность школ доступом в Интернет;
количество и мощность каналов связи, стоимость услуг;
информационная безопасность;
необходимость обучения пользователей всех уровней;
доступность оборудования для пользователей;
повседневное обслуживание и так далее.
Нам удалось избежать многих трудностей оснащения благодаря комплексному программно-аппаратному решению для образовательной школы, предлагаемому Институтом новых технологий (ИНТ), который стал основным исполнителем заказов лицея. Именно благодаря этому лицею удалось оснастить школу необходимым оборудованием и продолжить реализацию проектов.
Особо надо отметить достаточно распространенные по России проблемы поставок оборудования, оснащенного лицензионным ПО, и его обслуживание. В лицее с этим не было ни проблем, ни затруднений. ИНТ – один из ведущих системных интеграторов на российском рынке оборудования и технологий для образования, он занимается системами отображения информации с 1989 года. В рамках реализации грантов ПНПО и других проектов лицей договорился с ИНТ о поставках и комплексном оснащении «под ключ» компьютерным оборудованием кабинетов физики, математики, информатики, химии, а также малого конференц-зала и актового зала. В комплекты поставки входили аудиосистемы, интерактивные доски и другое мультимедийное оборудование.
Важным аспектом сотрудничества лицея и ИНТ стало проведение демонстрационных и обучающих семинаров специалистами вуза для наших преподавателей по изучению техники и использованию ПО. Комплекты оборудования и учебное программное обеспечение, поставленное ИНТ (виртуальные конструкторы «Живая Физика» и «Живая Математика»), позволило лицею расширить арсенал использования компьютерных программ в учебном процессе. Планируется приобретение школьной геоинформационной системы «Живая География».
Подобные комплексы предназначены для организации исследовательской деятельности ученика и учителя при изучении школьного курса. Эти программы позволяют иллюстрировать в сравнении или динамике объяснения, проводить исследования и экспериментально проверять теории, гипотезы и предположения. Преподаватели лицея используют их в качестве дополнения для организации различных форм классной и внеклассной работы, работы школьного научного общества, подготовки к поступлению в вузы. Описание опыта использования виртуальных конструкторов готовится преподавателями лицея для распространения и печати.
Большой интерес у преподавателей лицея вызвали цифровые лаборатории, включающие комплекты оборудования и ПО для экспериментальной работы в естественно-научной области. Они оснащены соответствующими физическими, химическими и биологическими датчиками и могут быть использованы в стационарных и полевых условиях. Цифровые лаборатории имеют необходимые офисные программы для создания отчетов и презентаций, а также выход в Интернет через беспроводную связь WiFi. Лицей в перспективе планирует приобретение подобных лабораторий для использования в основном и дополнительном обучении.
Среди предложений ИНТ для лицея – копи-устройство MimioXi, превращающее маркерную доску в интерактивный компьютерный экран. На доску подается изображение с мультимедийного проектора, а считывающий блок передает обратный сигнал на компьютер. Манипуляции производит специальное устройство – стилус, взаимодействующее с компьютером через USB-порт или беспроводную связь. Подобным образом достигается интерактивный режим работы. ПО для MimioXi позволяет делать надписи и рисунки поверх компьютерного изображения, выделять фрагменты текста и рисунки. MimioXi работает также в режиме маркерной доски. Все виды работ могут быть сохранены в памяти MimioXi в виде последовательности изображений с экрана или с маркерной доски. Возможна также звуковая запись сопровождения с комментариями.
Николай КУЧЕР, директор МОУ «Лицей города Троицка», Григорий БАЛДЕНКОВ, заместитель директора; Дмитрий СЕРГИЕНКО, координатор проектов Института новых технологий
Комментарии