Знакомя детей младшего школьного возраста с музыкой, я стараюсь быстро и своевременно ввести их в круг музыкальных понятий и терминов, с которыми им предстоит в дальнейшем заниматься. Этому способствует методика комплексного подхода к построению и проведению каждого занятия: оно состоит из хорового пения, сольфеджио с использованием относительной и абсолютной сольмизации, работы над метроритмом, прослушивания музыки и музыкального движения.
В хоровом коллективе «Соловушка» школы №1526 на Покровской занимаются дети в возрасте 6-10 лет. Занятия проводятся два раза в неделю. В репертуаре коллектива сочинения русской, западной классики, народные песни, духовная музыка, произведения современных композиторов.Голос ребенка в этом возрасте небольшой по силе и высоко звучащий, потому что окрашивается в верхнем резонаторе. Я начинаю работу с той части диапазона, где звучание естественное, свободное, удобное.Для формирования ладового слуха использую релятивную систему с ее жестами – символами, обозначающими ступени лада. Самой первой интонацией является интонация «зова кукушки». Закрепив ее с помощью песен и упражнений, постепенно осваиваем интонации сначала в мажоре, а потом в миноре.Одновременно с этим знакомлю детей с названием клавиш фортепиано. Воспитанники сольфеджируют мелодии с названием ступеней и исполняют их по нотам.Еще одним видом деятельности является развитие чувства ритма. На занятиях я использую бубны, пандейры, барабаны, коробочки, треугольники, колокольчики, ложки и другие инструменты и предлагаю интересные формы работы:1. Ритмический канон: две группы хора исполняют одну и ту же ритмическую фразу, вторая группа вступает с некоторым опозданием по отношению к первой группе хора.2. Ритмическая импровизация: дети произвольно выстукивают ритмические удары в характере исполняемого произведения.3. Ритмическое ostinato: хор делится на две группы, первая поет мелодию песни, другая исполняет на инструментах повторяющуюся ритмическую фигуру.4. Ритмическая партитура: хор делится на несколько групп, одна из групп ударяет в бубен, другая – в треугольник, третья – в барабан, четвертая хлопает в ладоши, пятая стучит ногами.Музыкальное движение тесно связано с метроритмом (с одной стороны, здесь закрепляются знания о длительности звука, сильной и слабой долях, музыкальном размере, а с другой – музыкальное движение эмоционально раскрывает каждого ребенка, дает ему свободу воображения и фантазии).Слушая музыкальное произведение, а затем анализируя его, дети определяют темп, динамику, форму, фактуру произведения.Наряду с традиционными приемами и методами музыкального обучения использую другие формы работы, например творческие встречи и «концерты дружбы» с детскими хоровыми коллективами, а также постановки музыкальных спектаклей.Наталия ЧИСТЯКОВА, педагог дополнительного образования школы №1526 на Покровской
Комментарии