search
main
0

В свободном плавании

В море Интернета хватает угроз

По различным данным, в России Интернет используют 80% детей и подростков. При этом 60% из них контактируют с тем контентом, который специалисты называют нежелательным. 35% детей используют Интернет преимущественно с развлекательными целями. Возраст самостоятельной жизни ребенка в Интернете снизился с 7 до 5 лет. Да, Интернет – это часть современного мира, интернет-угроз достаточно, для того чтобы специалисты не уставали говорить о них.

Как рассказал на пресс-конференции, посвященной правилам поведения в интернет-среде, координатор проекта «Молодежная служба безопасности» Леонид Армер, многие взрослые полагают, что интернет-угрозы ограничиваются только буллингом, но это непростительная наивность. Увы, не сдает свои позиции нарко­угроза. Например, только за один день в Санкт-Петербурге специальными службами блокируется от 10 и выше аккаунтов, так или иначе связанных с распространением наркотиков. Причем подростки покупаются на обещание высокой зарплаты за работу так называемым курьером. Мало кто из них при этом думает о последствиях. Большинство ребят, попавшихся на распространении наркотических средств, уверены, что их накажут штрафом, однако уголовная ответственность за это противоправное деяние начинается с 16 лет, а срок наказания за него – 10 лет строгого режима.

Также в виртуальном пространстве как неискоренимое пока зло существуют сайты, которыми пользуются половые извращенцы. Многие подростки не понимают, что, оставляя в Сети максимум информации, позволяют составить их портрет, определить недостатки и слабости. К сожалению, не прекращаются ситуации, когда ребенок совершил ошибку и этой ошибкой его начинают шантажировать. Боясь разоблачения, ребенок часто приходит к мыслям о само­убийстве. Подобные сайты, конечно, отслеживаются и блокируются правоохранительными органами, однако нужно помнить, что следы, оставленные в Интернете, не исчезают и ими всегда может воспользоваться человек, у которого нет нравственных ориентиров.

По словам доцента кафедры психологии образования и педагогики Санкт-Петербургского государственного университета Романа Демьянчука, Интернет сегодня является такой же данностью, как, скажем, вода, и, точно так же, как любой феномен, который привычен в реальной жизни, имеет свои риски и возможности. Чтобы маленький ребенок, контактируя с водой, четко понимал, что вода бывает горячей и холодной, ею можно умыться, а можно и захлебнуться, необходима последовательная и системная работа. Нужно взаимодействие всех людей, которые имеют отношение к интернет-безопасности ребенка, в том числе внимание к нему его родителей. Однако здесь-то и кроется проблема. Давно не новость, что родители, приходя на какое-то мероприятие или в торговый центр, прежде всего вне зависимости от возраста ребенка дают ему в руки смартфон: главное – чтобы ребенок не мешал. Это отражает главную проблему взаимодействия ребенка с Интернетом и главную проблему взаимодействия ребенка с окружающим миром. Его этого взаимодействия… лишают. Оно подменяется любой возможностью, связанной с виртуальным миром. И это в определенной степени является следствием нежелания взрослых заниматься развитием ребенка.

Специалистами уже подсчитано среднее время общения родителей с ребенком в современных условиях. В Санкт-Петербурге оно составляет 10 минут в день! Где ребенку искать ответы на вопросы, которые его интересуют? В школе, которая предлагает чрезвычайно насыщенную, интенсивную программу, приводящую к тому, что рабочий день ребенка намного превышает рабочий день взрослого и достигает 10 часов вместе с выполнением домашних заданий? Да, школа занимается просвещением, но за тем, что на ребенка сваливается в контексте изучения различных предметов, в контексте занятий по различным направлениям, связанным с допобразованием, со стремлением к успеху, он не успевает погрузиться в то, что составляет основу человеческой жизни, – в анализ и осмысление ценностей, в смысл своего существования. А об этом в первую очередь должна говорить семья, но у нее нет времени. Как бы категорично это ни звучало, но счастливый, конструктивно занятый ребенок в школу самоубийц не вступает, на педофильские сайты не заглядывает, потому что ему некогда и потому что то, что он делает, ему на самом деле интересно.

Вообще, родителям в их стремлении насытить жизнь ребенка максимально полезной информацией надо подумать, а какая часть из этой информации его цепляет точно так, как некоторые картинки в Интернете. Ведь каждый из нас отмечает в виртуальном пространстве то сообщение, которое наиболее точно соответствуют нашему состоянию. И если ребенок в подростковом возрасте чувствует себя одиноким, то любое изображение в соцсети, иллюстрирующее мысль о том, что любая жизнь – это одиночество и тлен, будет обращать на себя внимание. У счастливого ребенка есть противоядие в виде родительской любви и заботы, а у несчастного этого нет.

Как говорят психологи, есть один непреложный закон в общении с ребенком: если прочитал книгу, сходил на спектакль, это нужно обсудить, выслушать мнение, узнать, что сыну или дочке понравилось, а что нет и почему. К чести нынешнего поколения родителей, многие так и делают, однако непонятно, почему этот закон не проецируется ими на интернет-пространство. Почему у родителей считается нормой самостоятельное погружение детей в глубины соцсетей? Говорит ли это об отсутствии кредита доверия между взрослыми и детьми? Может ли сегодняшний ребенок прийти ко взрослому и поделиться с ним сомнениями и размышлениями, спросить и получить адекватный, развернутый ответ, который будет построен в режиме обсуждения? Увы, эти вопросы остаются открытыми.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте