search
main
0

В свете «каравеллы». Инновации должны строиться на традициях

Обнинск называют городом науки и центром подготовки боевых сил Военно-морского флота. Здесь памятник мирному атому (в честь первой в мире АЭС) соседствует с монументом подводной лодки. Такая закономерность хорошо известна морякам-подводникам, считающим этот город родным. Сердце атомных подводных лодок – реактор – тоже родом из наукограда. Потому эмблема обнинской общеобразовательной школы №13 – корабль на фоне российского триколора – понятна любому школьнику, воспитанному на традициях прадедов-ученых, отдавших свои жизни науке ради успеха страны. Но учителя тринадцатой видят в незатейливой, казалось бы, школьной геральдике еще и символ спасения хрупкой детской души в бушующем океане жизни. А иначе сегодня видеть учителю нельзя. Грешно.

Время диктует нынешним школьникам свои задачи: двигаться вперед, быть упорными в трудах, «взбивать в кувшине масло из сливок». Школу-конвейер вытесняют Интернет, мультимедийные учебники, обучающие игры, специализированные курсы, неформальные образовательные сообщества. Пытаясь встроиться в предлагаемые обстоятельства, каждая школа ищет свою технологию успеха, порой оставляя в стороне важный, как нам кажется, вопрос: ради чего весь этот научно-познавательный забег, какой результат нам нужен, что такое успешность?«Каждый ребенок может и должен быть успешен, – считает директор обнинской школы №13 Ольга Пестрикова. – Нельзя не согласиться с тем, что новый мир требует новых подходов в обучении и воспитании детей, новых специалистов, но внедрять инновационные технологии очень важно с учетом традиций. Делать резкие движения в образовании опасно. Речь идет о детях, их судьбах, их будущем. Если мы хотим что-то менять, делать это надо постепенно: учиться и, перенимая опыт, думать, насколько это соответствует нашему менталитету. Ответственность педагога огромна не только перед детьми и родителями, мы, учителя, в ответе за будущее нашей страны».Слушая эту хрупкую и совсем еще молодую женщину, невольно задаешься вопросом: откуда берется смелость нести эту кажущуюся непосильной ношу? И ответ не заставляет себя ждать: ее характер складывался в когда-то взрастившем ее образовательном пространстве. Теперь она поддерживает и создает его сама, болеет за него сердцем. На работу в тринадцатую школу свою бывшую ученицу Ольгу Пестрикову, только что окончившую педагогический вуз, приняла первый директор Светлана Ракосей.«Светлана Даниловна руководила школой почти тридцать лет со дня ее основания, – рассказывает Ольга Владимировна. – Обладая большим опытом работы в сфере образования, она приложила немало усилий, чтобы в школу пришли сильные учителя. Талантливый наставник, заслуженный учитель РФ Светлана Ракосей всегда находила подход и к детям, и к педагогам. Знала, когда надо поддержать, когда «поприжать». «Вот твоя задача, над ней работай», – наставляла она молодые кадры. И вселяла в них веру в собственные силы. «Мастерство учителя совершенствуется в школе» – под таким девизом организована учеба учителей.По общему признанию, именно Светлана Даниловна дала возможность школе стать тем, чем она стала сейчас. Многое осталось в прошлом, жизнь не поддается регламенту, и никакие технологии не страхуют от неудач. Сегодня, как и 34 года назад, педагогический коллектив тринадцатой видит свое предназначение в создании условий для саморазвития и самореализации каждого ребенка.Но ребенок не сосуд, который можно наполнить идеями, даже самыми светлыми и высокими. Детей надо зажигать, или, как говорила Светлана Ракосей, мотивировать. Всех без исключения – и одаренных, и требующих поддержки. Предоставлять им пути для самореализации и творческих проб. А для этого необходимы особое пространство и активные люди, способные это пространство создавать.Создавать начали с первых дней работы школы силами учителей-энтузиастов, приглашая ученых, которые основали город Обнинск и развивали его научные и культурные традиции. Так сложилось социально-педагогическое партнерство с Физико-энергетическим институтом имени А.И.Лейпунского и другими НИИ города. Реализация проектов «Планета Мирный атом», «Инновационные стратегии в пространстве культуры» и других, познавательные экскурсии, игровые тренинги, тематические интеллектуальные баталии в школьном клубе «Дебаты», встречи с интересными людьми – за неполным перечнем мероприятий открывается безграничный мир сотворчества ученика и педагога-наставника, направленный на созидание детской личности. Ребята не только обретают знания и учатся культуре общения, они обогащаются духовно. На тематических вечерах звучит классическая музыка, демонстрируются научно-популярные фильмы и театрализованные представления. Так, участники «Открытого микрофона», посвященного Дню работников атомной энергетики, слушали Шуберта, а на праздновании Дня науки был показан спектакль о невидимом светлом граде Китеже, который каждый человек стремится воссоздать в своем сердце. Учащиеся выступают с литературно-поэтическими композициями в пультовом зале первой АЭС, рисуют, поют и читают стихи в Доме-музее И.В.Курчатова.«Педагогика не искусство управления человеком, а искусство его пробуждения и вдохновения, – считает старейший учитель коллектива школы отличник народного просвещения Светлана Сивачок. – Думающий педагог не может принять всеобщую технологизацию как стиль жизни и деятельности. Он не исполнитель, он творец. Он создает особое пространство, от которого зависит развитие ребенка. Вопрос целей в образовании первостепенен: кого мы воспитываем, какая личность должна выйти из стен школы? В решении этого вопроса очень важны доверие, единство между родителями и учителями. И это, на мой взгляд, не технология, а жизнь. У каждой школы она своя, потому что у всех разные условия и возможности. Важно использовать то, что имеешь».Сегодня возникло огромное количество гуманитарных технологий, которые призваны регулировать межличностные отношения. Технология дает инструменты к управлению людьми. Педагоги тринадцатой понимают, что любой учитель, работая по технологии, обязательно выдаст среднестатистический результат. Этот механизм кажется безошибочным и бесконечным. Но песчинка, попав в него, сбивает ход машины. Ребенок не вписывается в стандарты и рамки, поэтому педагогическая деятельность сплошь состоит из песчинок.«Труд учителя – невидимое творчество, и плоды его созревают очень долго, порой многие годы, ибо творит он человека, его душу, ум, характер, мировоззрение. Это не вынесешь на экран и не покажешь в музее. Это бессонные ночи и бесконечные поиски мысли о том, как увлекательнее провести урок, как сделать школьную жизнь радостной и содержательной», – написала в своей книге «Истоки памяти и любви» учитель-творец Ариадна Ютландова. Ее слово, стиль и метод преподавания оставили неизгладимый след в благодарной памяти не только ее учеников, но и учителей. Может быть, под влиянием ее уроков литературы у педагогов-словесников тринадцатой возникла идея создания Пушкинской комнаты – школьного храма поэзии и искусства, Пушкинского общества учащихся.Учителя тринадцатой убеждены: без развития чувственного восприятия окружающего мира невозможно воспитание эмоционально уравновешенного человека. Об этом писал ученый-педагог послевоенных лет Василий Сухомлинский. Именно в отсутствии воспитания чувств Сухомлинский видел истоки и причины правонарушений подростков. Поэтому в программе гражданско-правового образования, разработанной в обнинской школе №13, тоже находится место для прекрасного. Нравственность воспитывается не законом. Закон – всего лишь первая ступенька становления личности. И уже в начальной школе ученики тринадцатой учатся принимать решения и договариваться друг с другом – с соседом по парте, с ребятами во дворе, со сверстниками из другого города… И, может быть, в будущем народы сумеют договориться друг с другом.Именно в понимании «видеть в человеке друга» форум толерантности ежегодно проводится для всех классов школы. Занятия проходят на специально организованных станциях в виде ролевых игр, связанных с взаимоотношениями между людьми в обществе. Сколько сотен лет люди спорят на тему непохожести, сколько из-за этого идут войны! И те единицы, которые пытаются это остановить, тоже гибнут, потому что перестают быть толпой, об этом анимационный фильм Гарри Бардина «Адажио», в основе которого явно проглядывают библейские сюжеты. Фильм был показан школьникам в рамках форума. «В понимании режиссера, контраст белого и черного не такой уж контраст в сравнении с серым, что относится более к социуму, нежели к палитре красок», – читаем мы в школьных сочинениях.«Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, деформируют его личностное развитие», – говорится в Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России. По мнению педагогического коллектива, делая ставку на форму и содержание урока и отказываясь от воспитания, педагог рискует не раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей до конца, что небезопасно. Поэтому слово «успешность» может быть правильно воспринято только в свете нашего же российского устроения. Председатель школьного научного общества учащихся «Поиск» доктор технических наук, заслуженный изобретатель России, профессор Юрий Юрьев выделяет шесть признаков русского человека, здорового телом и душой: «Благоприятная наследственность, идущая от предков. Материнское молоко, ласка, колыбельная песня и сказка. Семейное чтение – Пушкин и Гоголь. Ремесло и мастерство отца-матери, родных, учителей. Естественная смена забот: о друзьях, о любимых, о родителях, о внуках. Запрет сквернословия и цинизма в отношении Родины».«У нас обычная школа, в которой учат обыкновенных детей», – говорят педагоги тринадцатой. И выпускники 90‑х Валентин Ильюшко и Наталья Харламова, погибшие при исполнении воинского долга на чеченской войне, тоже были обыкновенными, здоровыми русскими детьми. Как и их последователи – ребята из следующего столетия, которые в течение шести лет стояли на защите березовой рощи, раскинувшейся под окнами школы. Социально-правовой проект, вызвавший резонанс в городской среде, стал победителем Всероссийского конкурса «Я – гражданин России», финал которого прошел в лагере «Орленок».Роща, конечно же, не устояла. Сегодня на ее месте вырос новый микрорайон, стали взрослыми и юные экологи. Но в их памяти навсегда останутся и горечь поражений, и радость открытий и побед. Потому что «у детства смелый характер. Оно эту радость находит, несмотря на невзгоды». Так писал в своих книгах Владислав Крапивин, создавший в середине прошлого века парусную флотилию «Каравелла», в которой по сей день подростки проходят настоящую школу дружбы, взаимопомощи и любви к родной земле. «Плыви вперед, корабль отважный школьный!» – словно подхватывая эстафету времени, строчки из гимна родной альма-матер звучат в сердцах учеников тринадцатой. По признанию выпускника нынешнего года Андрея Кузьмина, успех школы заключается в том, насколько ее любят дети. «Желание учеников прославлять свою школу – это и есть успех школы, – уверен Андрей. – И если в начале твоего пути стоит успешная школа, то дальше будет и успешная страна, которую строить нам».Только на сайте «УГ»

Об опыте достижения успеха школы №13 города Обнинска читайте в рубрике «Технологии «Успешной школы»: http://www.ug.ru/method_category/243.

Обнинск, Калужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте