Проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров в строительной отрасли стала ключевым вопросом расширенного заседания ассоциаций работодателей и представителей системы столичного профессионального образования в строительном колледже №12. В нем приняли участие представители строительных колледжей Департамента образования, более 30 руководителей саморегулируемых организаций (СРО) в строительной отрасли, представители Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Научно-исследовательского института развития профессионального образования.
Участники заседания обсуждали проблемы частно-государственного партнерства, взаимодействия системы профобразования Москвы и бизнес-структур в сфере строительства, проблемы аттестации и сертификации персонала предприятий, организации краткосрочной курсовой профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения, профориентации молодежи. В целом на заседании речь шла о важнейших проблемах модернизации профессионального образования столицы. Руководители саморегулируемых организаций высказали мнение о необходимости заключить договор между системой профобразования и работодателями с целью отрегулировать систему взаимоотношений. Улучшить качество подготовки строителей помогут базы данных потребностей в рабочих кадрах на ближайшую перспективу. Ведь Москве для выполнения госзаказа и удовлетворения потребностей инвестиционных строительных компаний требуется 30 тысяч высококвалифицированных строителей. Генеральный директор СРО «Центрстрой экспертиза статус» Валентина Мазалова отметила, что в рамках возглавляемой ею организации анализ кадровых потребностей проведен – 5230 специалистов необходимы строительной организации. Мазалова подчеркнула: «Мы готовы проработать учебные планы совместно с колледжами, направить группы строителей для повышения квалификации с 3-го на 4-й разряд». В свою очередь вице-президент Национального объединения строителей Александр Ишин считает: «Строителям в рамках государственных заказов нужны долгосрочные контракты, тогда появится необходимость готовить высококвалифицированные кадры на перспективу». Профильные кадровые порталы помогут студентам определиться в выборе строительных компаний для прохождения учебной практики и трудоустройства, а самим компаниям – в кадровом поиске и подборе необходимых специалистов. Об этом говорили работодатели. Председатель Комитета по кадровой политике Ассоциации российских банков Дмитрий Злобин подчеркнул, что уже на первых курсах обучения студентов в колледже в рамках введения в профессию необходимо расширять их представления о строительной отрасли. Студенты должны активно включаться во внутренние процессы строительных компаний, понимать все бизнес-процессы в этих компаниях. Практика создания кадровых порталов существует, например, в банковской сфере, в автомобильной отрасли. Строительный бизнес тоже готов к широкому сотрудничеству с учреждениями профессионального образования. Проблема аттестации и сертификации персонала предприятий стала предметом выступления директора Научно-исследовательского института развития профессионального образования Михаила Никитина. По его мнению, сегодня работодатель может сам устанавливать требования к образовательным программам, а колледжи готовы ориентироваться на требования работодателей. Необходима также разработка нормативной базы, прежде всего на законодательном уровне. В свою очередь вице-президент Национального объединения строителей Александр Ишин подчеркнул, что иностранным строительным компаниям требуется сертифицированный персонал, в подготовке таких кадров помогут дифференцированные узконаправленные образовательные программы. Руководители образовательных учреждений профессионального образования акцентировали внимание на проблеме профориентации молодежи, в частности, директор строительного колледжа №12 Александр Лунькин посетовал: «У нас не профориентация, а профагитация». По его мнению, профориентация без работодателя невозможна, ведь каждый абитуриент колледжа хочет знать, где он будет работать, какую зарплату получит. Для родителей важно, чтобы их дети были трудоустроены в конкретные компании, организации. Поэтому необходима информационная поддержка бизнес-сообщества, нужно, чтобы работодатели заходили в школы и колледжи, наглядно демонстрировали реальные возможности профобразования. Участники заседания также обсудили вопрос о федеральных государственных образовательных стандартах, которые должны вступить в действие с 1 сентября 2011 года, они считают, что важна разработка образовательных стандартов с участием работодателей. Директор строительного колледжа №12 Александр Лунькин рассказал об опыте такой совместной работы строительного колледжа №12 и компании «Кнауф» по разработке образовательных стандартов, тем более что тесное сотрудничество с работодателем было посвящено востребованной в строительстве профессии «монтажник обшивных конструкций». Участники заседания горячо поддержали целесообразность такого взаимодействия. В завершение участники заседания подчеркнули, что столичная система профессионального образования уникальна и важно, чтобы при всех преобразованиях в образовании были сохранены традиции по подготовке профессиональных кадров для строительной отрасли Москвы. Александр БАКЛАШОВ, научный сотрудник НИИРПО
Комментарии