search
main
0

В стране разноцветных облаков. Мир движется и совершенствуется. Главная задача – внести свой вклад в это движение

Учиться в учебном корпусе «Прогимназия» гимназии «Свиблово» всегда было интересно: широкая сеть дополнительного образования, обширная внеурочная деятельность, здоровьесберегающие технологии – все это вызывает не только интерес детей, но и родителей. Наша начальная школа является эффективным стартом для многопрофильной подготовки в средней и старшей школе, а возможность участвовать в самых разных проектах – общешкольных, классных, индивидуальных – позволяет проявить таланты и личностные качества каждому ученику.

В 2013 году мы вошли в состав образовательного комплекса «Гимназия «Свиблово». Наша команда всегда рассматривала объединение не только как административно-управленческую реформу, а прежде всего как реформу качества образования. С нашей точки зрения, концептуальная основа объединения – это возможность совершенствовать качество образования, это создание единой образовательной среды, это обеспечение ребенку образовательного выбора, это трансляция передового педагогического опыта. В этой связи наше видение объединения совпало с видением учредителя. Мы рады возможности транслировать наш многолетний прогрессивный опыт на педагогические коллективы, которые вошли в комплекс, мы рады возможности обеспечить каждого ребенка района Свиблово едиными стартовыми условиями. Теперь прогимназия задает вектор развития для всего уровня начального образования в нашем комплексе.Инновационная деятельность всегда являлась для нас эффективной частью повышения квалификации учителей и частью механизма управления качеством образования, а также достижения высоких образовательных результатов школьниками.В парадигму «Управление качеством образования» мы вкладываем: повышение качества административно-управленческих процессов; оптимизацию системы информационно-аналитического обеспечения управления; непрерывную работу над организационной культурой педагогического коллектива. Инновационная деятельность в учебном корпусе «Прогимназия» реализуется по нескольким направлениям. Одно из них – реализация ФГОС в гимназии «Свиблово» на начальном уровне образования через технологию системно-деятельностного метода, который способствует формированию целостной картины мира и личного опыта ученика.Отношение к начальной школе за последние 10 лет реформ претерпело кардинальные изменения. Раньше и у коллег средней и тем более старшей школы, я не говорю про высшую школу, к начальному этапу образования было более чем прохладное отношение. Но наконец-то были услышаны прогрессивные педагоги, которые были и в советской, и в ранней российской школе, и сформировался принцип преемственности в образовании.Сейчас, вы не поверите, в качестве образования в начальной школе заинтересованы и вузы. Высшей школе важен выращенный, осознанный выбор, который заложен на дошкольном и начальном этапах обучения. В подтверждение сказанному отметим, что прогимназия и ранее сотрудничала с Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт» в рамках проекта «Формирование конвергентного мышления у младших школьников», в этом году мы заключили договор с Межотраслевым инжиниринговым центром МВТУ имени Баумана «Композиты России». Для наших школьников центром разработана собственная программа, в рамках которой будет организована открытая учебно-технологическая практика по композитным материалам. Мы разделяем учебный принцип университета имени Баумана: «Образование через науку. Тесное сочетание теоретических и практических занятий». Многие наши дети, побывав в университете, заявили о своем желании стать будущими бауманцами. Еще один стартап учебного корпуса в этом учебном году – сотрудничество с географическим факультетом МПГУ: наши дети совместно со студентами будут реализовывать проекты «Россия – империя воды. Арктика», «Транссибирская магистраль». Эти проекты мы выдвигаем на соискание гранта Русского географического общества.У нас существует табу на то, что может ограничить кругозор, на то, чтобы лишать ребенка права передумать. Наше правило – подход к образованию должен быть гибким! Мы в выстраивании учебной траектории учитываем индивидуальные особенности ребенка. И мы уверены, что будущих Лобачевских или Ландау воспитываем именно мы.Образование, как и стратегия, должно работать вдолгую. Образование – это не теория вопроса, это практика, это метод проб и ошибок. В этой связи наши базовые принципы, положенные в основу нашей концепции и федеральных стандартов, – принципы системно-деятельностного подхода – работают на практике. Мы убеждены, что начальная школа – это эффективный старт для многопрофильной подготовки в старшем возрасте.Мерило государственной безопасности – это образование. Ни одна реформа не списывает со счетов персональной ответственности за результат, управленцам всех уровней необходимо оценить результаты реформ с позиции управления качеством образования, которое для нас неразрывно связано с эффективностью работы наших учителей. Наш флагманский педагогический коллектив всегда в мейнстриме новых образовательных вызовов. Неотъемлемой частью педагогической жизни коллектива является верность традициям, которые отражаются в проводимых событиях: традиционные пленарные заседания и круглые столы, где партнеры представляют инновационные образовательные разработки и решения, презентации о реализованных или предстоящих проектах, семинары, которые проходят в формате Open Space, тренинги, мастер-классы, деловые игры, которые направлены на развитие менеджерских качеств педагогического коллектива.Мы не отбираем детей, и в течение 4 лет каждый ребенок получает индивидуальную траекторию развития, каждый находит себя в той деятельности, которая очень насыщенно организована в нашем учебном корпусе. У нас очень много «мест пробного действия», где ребенок может себя попробовать и проявить свои таланты. И не только на уроках и переменах, но и после них – в кружках и секциях, во внеурочной деятельности, в группах тьюторского сопровождения познавательных интересов учащихся. Мы создаем возможности выбора. В учебном плане есть развивающие занятия гуманитарного, математического, естественно-научного направлений, широкая сеть внеурочной деятельности, кружков и секций. И эта линия выстроена от первого до четвертого класса. Жизнь в учебном корпусе творческим вихрем закручивает и детей, и родителей, и, конечно, педагогов: можно участвовать в самых разных проектах – общешкольных, классных, индивидуальных. Дети в итоге приобретают важнейшие личностные и метапредметные компетенции – умение общаться, систематизировать информацию, оценивать свою работу, ставить цели и достигать их. И конечно, каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.В прогимназии есть авторские события, которые стали нашей традицией: читательский проект «Книжная ярмарка», научно-практическая конференция «НИК. Наука. Искусство. Культура», ярмарка идей «Открытие», на которых всем предлагается уникальная возможность пообщаться лицом к лицу с лидерами ученического, родительского и педагогического коллектива, которые в качестве спикеров приглашаются для представления исследовательских и творческих проектов. Торжественная церемония награждения победителей по итогам учебного года «Ассамблея успеха» – наш «ученический Оскар», триумф учеников, которые сделали вклад в индивидуальное развитие и отличились в тех или иных областях знаний. Другой блок проектов, которые стали традицией, – проекты, которые помогают почувствовать детям гордость за свою Родину, осознание своей идентичности с многонациональной культурой России и русской историей. Мы проводим проекты, которые дают почувствовать детям многообразие многонациональной культуры России. В процессе работы над проектом «Дикая мята. Россия фольклорная» дети знакомятся с географией, историей, культурой и традициями многочисленных регионов России. Каждый класс, а у нас их 19, изучает в выбранной области национальный костюм, традиции и обряды, диалекты, устное народное творчество, прикладное искусство, музыкальное народное творчество, стилизуют быт изучаемого региона. В этом году мы спланировали с детьми прокатиться по просторам нашей великой России по Транссибу с проектом «Транссибирская магистраль» и построить макет Сибирского рельсового пути. После такого погружения в необъятные просторы нашей страны каждый ребенок с гордостью осознает, что мы россияне, а Родина наша – Россия!Школа сегодня – это равные возможности не только для детей, но и для родителей. Насколько каждый родитель может реализоваться в образовательном проекте ребенка, зависит и от школы. Мы создаем условия для реализации наших родителей. Я убеждена, что у ребенка есть два крыла. Одно крыло – это школа, другое – родители. Наша роль в жизни каждого ребенка непереоценима. Управляющим советом и родительскими комитетами сейчас уже никого не удивить – это стало привычными формами взаимодействия. А вот сделать родителей активными участниками образовательного процесса – это главная задача. Мы смогли организовать открытые трибуны взаимодействия. Родители в нашем корпусе контролируют качество образования. В декабре мы проводим рубежный контроль, в мае – итоговый. И родители приходят на контрольные работы, а потом совместно с учителями проверяют работы наших учеников, участвуют в их анализе: какие компетенции у ребенка сформированы, а какие – нет. Такая открытость с нашей стороны поддерживается огромным доверием к учителю. Родители уверены, что их дети получат то качество образования, которое предъявляет стандарт нового поколения. А их участие в жизни прогимназии позволяет родителям и детям стать ближе друг другу, мамам и папам наблюдение за учебным процессом помогает понять цели и стремления своего ребенка и раскрыть глаза на ожидаемое будущее. Наши родители наравне с детьми принимают участие в исследовательских проектах и защищают их на ярмарке идей «Открытие». Традицией стал и съезд родительской общественности, на котором педагогический и родительский коллективы подводят итоги прошедшего года и вырабатывают перспективные планы развития на следующий учебный год. Традицией съезда стала церемония награждения учителей и родителей за вклад в развитие гимназии «Свиблово».Главное завоевание нашего педагогического коллектива – уважение к личности ребенка. Мы руководствуемся постулатом: как бы ни складывались твои отношения с учебой, личность ребенка является основополагающей! Такая позиция приносит свои плоды: чувствуя себя защищенным, ученик не растрачивает силы на борьбу за выживание, а концентрируется на постижении знаний.Конечно, родители непосредственно участвуют в определении судьбы ребенка. Папы и мамы обычно беспокоятся: «Заметит ли способности нашего ребенка учитель?» Но в нашем случае они убеждаются лично в том, что ни один талант их чада не ускользает от внимания педагога.Учитель – проводник ребенка в мире знаний, его задача – вдохновить и направить. И мы учим видеть свои результаты, подводить итоги и делать из этого выводы.Образовательная среда учебного корпуса позволяет формировать учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и ценностно-смысловые компетенции.Нашим детям интересно в гимназии. Для них экскурсии «Путешествие по Москве», для них развивающие занятия «Конструируем и моделируем», «Математическая карусель», «Прикладная математика», «Лего-конструирование», «Мир занимательных задач», «Конструирование домов», «Литературная гостиная», «Пишу красиво и грамотно», «В мире слов», «Хочу, могу, умею», «Наблюдение за погодой», «Наблюдаем и измеряем», «Физические явления в природе». Ребята не остаются в стороне и от спортивных соревнований «Веселые старты», «Туристический слет». Учителями физической культуры нашего учебного корпуса был придуман уникальный спортивный праздник «Мама может!» для мам и детей. Ежегодно наши дети выезжают на недельную экологическую практику в научный центр при МГУ. А чего стоит наша летняя школа «Разноцветные облака», в которой пятая летняя четверть проходит в познании, активности и творческих делах! Нам все интересно и все удается, потому что учебная и внеурочная деятельность учебного корпуса представляет собой единое целое.Педагогами прогимназии разработаны рабочие программы с использованием предметной и ИКТ-насыщенной среды по всем предметам учебного плана. Учителями технологии созданы модули с использованием станков UNIMAT, учителями предмета «Окружающий мир» разработаны практические и лабораторные работы для учащихся начальных классов.В кабинете психологической разгрузки организованы занятия по развитию мелкой и крупной моторики, развитию внимания, памяти, мышления, коммуникативных навыков с использованием предметной среды. Кабинет лего-конструирования оснащен конструкторами «Мои первые механизмы», «Lego-education», «Lego-Duplo», «Лего-физика». Каждый кабинет начальных классов оснащен развивающей средой!Наши дети привыкли ставить перед собой такую скромненькую, правда, со вкусом, цель – во всем и всегда занимать первые места. К достижению цели идут не только при помощи урочной системы, а после уроков весело и азартно. Здесь избегают одного – гнетущего ощущения. Если есть радость и интерес, все получится! Ребята в стенах своей alma mater улыбаются, им здесь хорошо. Оттого они и учатся с интересом.Безусловно, атмосфера успешности учебного корпуса складывается из желания команды ее создавать и поддерживать. У нас сильный педагогический коллектив, в котором каждый ведет свою область, придумывает идеи, способные оживить процесс, и отвечает за него. Мы ценим неординарных учителей, способных заразить своей страстью к познанию. Поиск педагогических талантов оправдывает себя, когорта уникальных учителей формирует тот особый имидж учебного корпуса «Прогимназия», который позволяет ей высоко держать свою интеллектуальную планку.Традиции в учебном корпусе «Прогимназия» сохраняются незыблемо. Выпускники это ценят. Становясь математиками, физиками, айтишниками, бывшие ученики прогимназии приходят в свою начальную школу и говорят: «Спасибо!» Именно занимательные уроки с использованием новых технологий и знакомством со всевозможными инновационными ноу-хау придали неповторимую притягательность этому миру.Работая в нашем учебном корпусе, каждый учитель получает возможность проявить свой опыт, возможность получать новые знания и, конечно же, профессионально расти как по горизонтали, так и по вертикали. Взамен гимназия «Свиблово» обретает эффективность работы сотрудников, их профессиональное развитие и обучение. В настоящее время образованию необходима новая генерация учителей, которые смогут не просто управлять образовательными технологиями, но с их помощью изменить содержание школьного образования.Зинаида СТРОЧКОВА, заместитель директора гимназии «Свиблово», руководитель учебного корпуса «Прогимназия», заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте