search
main
0

В стране непуганных ibmов.

Казалось бы, совсем недавно ЦК КПСС в рамках реформирования системы образования принимал программу “компьютеризации” школы. В пединститутах открывались первые курсы учителей информатики, жиденькие струйки “Ямах” потекли в СССР, а на отечественных компьютерных “верфях” в противовес тяжелым “броненосцам” БК возводились первые легкие персоналки “Корветы”. Блистали “Агаты”, жужжали “Электроники” и царили богоподобные ibm-286! Эта аббревиатура и цифра произносились восторженным шепотом и с легким придыханием, а обладание ими приравнивалось к владению “мерседесом”. “Макинтош” был вообще запрещен правительством США к ввозу в СССР как военная технология.

Сейчас, кроме как с улыбкой, этот компьютерный “зоопарк” никто не вспоминает. А, выписывая компьютерные классы ibm, директора школ меньше, чем на 486, даже и не смотрят. И все чаще и чаще звучит заветное слово “Пентиум!”. Экзотические, реликтовые компьютеры повымерли, а на бескрайних просторах России гуляют тучные стада ibm и пока менее многочисленные, но более элегантные и утонченные “Макинтоши”. А в “пастухи” начинают брать деток чуть ли не с детского сада.

Поэтому совсем не случайно на закрытии первого конгресса “Образование и информатика” в Париже прозвучало: “В связи с большими успехами в компьютеризации образования, провести второй конгресс в России”.

Сказано – сделано, и с 1 по 5 июля в Московском государственном университете им. Ломоносова прошел второй конгресс [[smpbold]]НЕСКО “Образование и информатика-96”, превзошедший парижский как по числу участников, так и по разнообразию обсуждаемых проблем (1400 участников из 110 стран).

Андрей ЕМЕЛИН

Конгресс был посвящен следующим тематическим пластам: учащиеся, преподаватели, технологии, социальные, экономические и культурные вопросы; политика в области образования и новые технологии и, наконец, вопросы международного сотрудничества.

Невозможно обозреть все доклады, темы и проблемы, затронутые конгрессом. Вот лишь некоторые из них, дающие представление о круге обсуждаемых проблем.

Вообще подавляющее большинство докладов так или иначе касалось уже не столько самих компьютеров, сколько компьютерных сетей и их использования в процессе образования как учеников, так и самих педагогов.

Профессор Анна Марек, генеральный директор Телеуниверситета Канады, в докладе “Нейро-студент” в реструктурированной системе образования” рассказала о принципиально новой модели, которая обеспечивает беспрерывное обучение на основе обучения дистанционного. Оно осуществляется в “классе-видео”, где существуют “гибкие границы” взаимодействия с внешним миром. Это дает студентам свободу и возможность выбрать все, что им нужно, а при работе с “Интернет” вообще нет понятия расстояния.

Тема доклада профессора Петера Баумгартнера из Института междисциплинарных исследований и послевузовского образования Австрии – “Оценка обучения, основанного на технологии. Социальный подход к качеству. Уверенность в образовании”. Автор считает, что само понятие “Интернет” – серьезная проблема для России, поскольку привычка пользоваться международной компьютерной сетью не вошла в наш менталитет. Граждане России используют только 5% этой системы. Здесь возникает проблема усовершенствования преподавания и приходится перестраивать всю систему обучения.

В докладе профессора Жана Верна из Франции, советника президента Университета Экс-ан-Прованс, прозвучало предложение помочь людям, принимающим решения, понять всю важность информационных технологий. Причем новые технологии в этой области не могут быть приняты как бы в добавление к старым, которые должны быть либо радикально трансформированы, либо полностью заменены. И этот процесс уже начат.

Сегодня, с наступлением компьютерной эры, коренным образом меняются сами понятия педагога, а также непрерывности обучения. Уходит в прошлое негласный принцип единства времени, места и действия в образовании. Теперь пора оценить все происходящие изменения и создать мировой банк данных имеющихся наработок и экспериментов, доступный через “Интернет”. Также надо подготовить в достаточном количестве и на должном качественном уровне таких преподавателей, которые способны в полной мере использовать современные информационные технологии в образовании. И еще один шаг – официальное признание “частично индивидуализированного” образования на базе информационных технологий.

Доклад Ирэны Роберт “Система “виртуальной реальности” в образовании: дидактические проблемы, перспективы финансирования” интересен предложением использовать “виртуальную реальность” в процессе обучения ребенка.

Поднималась проблема потери интереса молодежи к точным наукам, до недавнего времени считавшимся наиболее престижными. Предлагалось решить эту проблему через привлечение школьников к работе с ведущими учеными в крупнейших научных центрах и самостоятельной работе путем обеспечения им доступа к новейшим научным данным. Способ не нов, но теперь компьютерные технологии заметно расширяют аудиторию “жаждущих знания”.

Среди прочего в названиях семинаров фигурировали такие темы, как “Информационные супермагистрали и образование”, “Формирование интегрированных мировых баз данных и знаний о планетах Солнечной системы и их использование для исследования и образования”, “Психолого-педагогическое воздействие и медицинские последствия применения современных информационных и коммуникационных технологий”, “Индивидуальное дистанционное обучение”, “Развитие предвузовского образования с использованием современных информационных технологий и методов дистанционного обучения”.

Под конец хочется привести фразу Колина Пауэра, помощника генерального директора [[smpbold]]НЕСКО по вопросам образования, о том, что, собственно, компьютеры – это не самое главное. В первую очередь нужно обьяснить людям, зачем они вообще нужны, что на них можно делать и в каких пределах использовать. Иначе возникает ситуация, кругом и всюду встречающаяся в России, когда управленцы, имеющие деньги, накупают всяческую компьютерную технику и не знают, что с ней потом делать, или оказывается, что это все совсем не то, что нужно.

В докладе профессора Женни Сендовой (Болгария, Институт математики и информатики) на тему “Интенсификация творчества учителей посредством исследовательских компьютерных сред” прозвучала мысль, что зачастую в образовательном процессе учитель претендует на роль всезнающего бога и оставляет своим ученикам минимум возможностей для творчества. В то время как возможен принципиально другой способ построения образовательного процесса – нужно, чтобы учеба представляла собой постоянные открытия, а не усвоение уже известного материала. В такой образовательной среде возможности для творчества учеников практически неограниченны. Основная мысль доклада – необходимость “разрушения клише современной школы” и создания “культурного ареала творчества” в классной комнате, в которой ученик исследует и изобретает. При этом главное внимание должно уделяться самостоятельной работе. Известно, что человек часто готов учиться, не желая при этом, чтобы кто-то учил его.

Доклад под названием “Повышение квалификации учителей на основе Интернета в Монтане” представил профессор Дэвид Томас (Университет штата Монтана, США). Профессор рассказал, что его штат чем-то напоминает развивающуюся страну, жители которой преимущественно занимаются сельским хозяйством. В Монтане – 536 школ, расположенных в 436 городах (приблизительное население каждого города около 3 тысяч человек). В таких условиях первоочередная задача школы – преодолеть культурную изоляцию и дать детям образование, которое по своему уровню не отличалось бы от образования в более развитых регионах. Один из наиболее осуществимых путей преодоления изоляции – доступ к Интернету. Существует проект сети “Интернет-Монтана”, к которой планируется подключить в ближайшее время все школы штата. С помощью Интернет, рассказал профессор, возможна организация обучения детей по самым различным предметам, начиная с четвертого класса. Благодаря этому проекту ученики смогут получать информацию прямо со спутника и работать, например, с фотографиями поверхности Марса, измерять высоту вулканов на этой планете или же определять скорость движения динозавров.

Дистанционным обучением занимаются и в России. Профессор Валерий Меськов (зам. председателя Госкомвуза РФ) представил свой проект программы, которая должна быть претворена в жизнь с 1996 по 2000 год. В ней дистанционное обучение представлено как наиболее современная и совершенная форма заочного образования. Согласно замыслу, система дистанционного образования будет “равномерно распределяться” по регионам, в числе которых Московский, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Уральский, Северо-Кавказский и другие районы. Как сообщил г-н Меськов, эта программа уже буквально “лежит на столе” президента и ее подписание должно состояться в ближайшее время.

В день начала конгресса в Центре международной торговли на Красной Пресне открылась организованная [[smpbold]]НЕСКО выставка-ярмарка “edit-96”. На ней были представлены разработки различных фирм, так или иначе связанные с компьютерами и образованием. Привлекали внимание обучающие программы в форме игр для детей и различные мультимедийные продукты с образовательной тематикой: ролики про памятники старины, тесты на профпригодность и базы данных по нормативным законодательным актам. Во время работы выставки желающие могли посещать учебные семинары на различные темы. К примеру, стенд ibm проводил семинар на тему “Интернет”.

А закончился конгресс подписанием перспективных международных договоренностей о дальнейшем развитии сотрудничества в области информатики и образования.

Мария КРОБКА

Фото Дениса ГРИШКИНА

Читайте в следующих номерах доклад “Образование и цивилизация”, который стал одним из наиболее интересных событий конгресса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте