Санкт-Петербург традиционно считают морской столицей России. Но с не меньшим основанием этот город можно назвать и столицей артиллерийской. Наряду с научно-исследовательскими учреждениями, Ржевским полигоном, Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи, там всегда традиционно находятся военно-учебные заведения, готовящие кадры для артиллерии. Расположенный в городе на Неве ведущий военный вуз – Михайловская военная артиллерийская академия отметила в декабре 185-летие. Мы беседуем с ее начальником генерал-лейтенантом Владимиром КОНСТАНТИНОВЫМ.
– Владимир Александрович, в самом названии академии присутствует слово «Михайловская», символизирующее преемственность традиций. Насколько большое значение вы им придаете в обучении и воспитании слушателей и курсантов?
– Мы гордимся своим прошлым. Немногие учебные заведения в системе высшего и военного образования России обладают такими глубокими историческими корнями. Учреждение в Санкт-Петербурге 25 ноября (7 декабря) 1820 г. Артиллерийского училища, получившего 19 сентября 1849 г. почетное наименование «Михайловское» было ответом на объективные требования общественного прогресса и вызов в военной области, брошенный в те годы России европейскими державами. Ученые и педагоги подняли на принципиально новый уровень развитие артиллерийской науки и образования, но они были не в состоянии устранить негативное влияние на развитие отечественной артиллерии отставания от капиталистических европейских стандартов. Кроме того, на протяжении 30 лет (с 1820 по 1850-й г.) расходы на артиллерию в военной смете Российского государства составили всего лишь 3,4%. Поэтому промышленность удовлетворяла потребности полевой и осадной артиллерии на 40 – 50%, а крепостной – на 15 – 20%.
Почти закономерные неудачи и поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. болью отозвались в сознании михайловцев, как и всех патриотов нашего Отечества. Передовые силы российского общества искали пути возрождения военного могущества России. По горячим следам войны, когда еще не стихли бои, на базе офицерских классов училища 30 августа 1855 г. была создана Михайловская артиллерийская академия. В наступавшей эпохе «машинных пушек» в планах военной реформы 1860 – 1870-х гг. на академию были возложены задачи создания научных заделов в области вооружения. Одновременно она закрепила за собой функцию головного центра артиллерийского образования преимущественно с инженерно-техническим уклоном, курируя и деятельность артиллерийских училищ, готовивших кадры для строевых частей артиллерии. Совместно с Центральными артиллерийскими офицерскими курсами академия сыграла важную роль в формировании самобытной русской школы артиллерии, которая развивалась на равных с передовыми (в начале ХХ века) артиллерийскими школами французской и германской армий.
Последующие политические кризисы сдержали, но не остановили развитие нашего учебного заведения, потому что ее важный вклад в укрепление боеспособности отечественной артиллерии был очевиден. Академию переименовывали – она стала военным университетом, выполняя, по сути, прежние задачи. Важным событием в жизни вуза стало возвращение ему статуса академии и закрепление почетного наименования «Михайловская».
Результат развития в течение 185 лет – формирование в Санкт-Петербурге крупнейшего артиллерийского научно-учебного центра. Сегодня академия готовит специалистов для ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил России 5 специальностей по программам высшего профессионального образования, по 9 – послевузовского профессионального образования в адъюнктуре и 7 – дополнительного образования.
– Нынешним михайловцам есть с кого брать пример. В музее академии, в котором, к слову, работает полный кавалер ордена Славы Георгий Кравцов, находятся портреты и фотографии известных выпускников…
– Из стен академии за годы ее существования вышли 80 георгиевских кавалеров, 52 Героя Советского Союза, 3 Героя России – генерал-майор В. Боковиков, полковник А. Корольков, капитан И. Флеров. Среди выпускников – немало маршалов и генералов, крупных военных ученых, в том числе Маршал Советского Союза К.С. Москаленко, главный маршал артиллерии М.И. Неделин, маршалы артиллерии Е.В. Бойчук, В.М. Михалкин и другие. Академию окончили командующие ракетными войсками и артиллерией Вооруженных Сил РФ генерал-полковники Н.М. Демидюк, М.В. Каратуев, В.Н. Зарицкий.
– Известно, что в стенах академии получили высшее военное образование представители иностранных государств. Как ее дипломы котируются в тех странах, откуда их присылали на учебу?
– За годы существования академии значительно укрепился ее международный авторитет. Окончившие учебное заведение слушатели из числа иностранных военнослужащих занимают руководящие посты в армиях 39 дружественных России стран. В числе выпускников академии вице-президент Болгарии Ангел Марин, заместитель министра национальной обороны Республики Конго генерал-майор Бунгу-Бунгу Пьер, министр гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций республики Монголия генерал-майор Уржин Одхуугийн и другие.
– Насколько высок уровень подготовки нынешних выпускников?
– В текущем году академия прошла процедуру государственной аттестации, аккредитации и лицензирования. Строгой государственной комиссии мы представили ряд перспективных наработок в области инновационных технологий в образовательном процессе. Как правило, они связаны с заметно модернизированной учебно-материальной базой. Это 100 зданий и сооружений, более 320 помещений, в том числе 18 аудиторий, два клуба, три спортивных зала, более 80 специализированных классов, 17 из которых оборудованы электронно-вычислительной техникой, включая 285 персональных компьютеров.
За последние годы материальная база вуза заметно укрепилась, что позволяет активно внедрять в образовательный процесс современные технологии, создавать задел на будущее. Техническую основу этих «ноу-хау» составляют автоматизированные обучающие курсы, современные имитационные и тренажерные комплексы, компьютеризированные центр боевого управления объединения и учебные командные пункты соединений, частей и подразделений, ракетные и артиллерийские комплексы с командно-штабными машинами управления и средствами артиллерийской разведки. Все они объединены в единую учебную локальную вычислительную сеть.
Для дальнейшей модернизации учебного процесса в академии совместно с Санкт-Петербургской межрегиональной ассоциацией дополнительного образования открыта аудитория научных исследований и инновационных образовательных технологий. Оборудованная современными средствами передачи и отображения информации, она позволяет проводить мультимедийные лекции, интернет-конференции, устраивать телемосты с использованием интернет-технологий.
Современный научно-педагогический потенциал академии позволяет решать самые сложные и ответственные задачи, которые ставит военная практика. У нас трудятся 16 действительных членов различных академий, 25 докторов и 175 кандидатов наук, 40 профессоров, 105 доцентов и старших научных сотрудников. Из 147 педагогов-военнослужащих 64,6 процента имеют ученые степени и звания.
– От выпускников военных вузов, прибывающих в войска, требуется как можно быстрее адаптироваться в должности. Какова доля практических занятий в учебных программах?
– Сегодня она у слушателей и курсантов составляет от 60% времени обучения на основных специальностях и до 90% – на специальностях по программам дополнительного образования. Подготовка слушателей и курсантов ведется в ходе деловых игр, командно-штабных учений, групповых упражнений. Высшая форма практической подготовки слушателей и курсантов – тактические учения на завершающих этапах подготовки, проводимые на базе учебного центра академии. Все тактические учения завершаются боевыми стрельбами артиллерии и пусками ракет.
Ежегодно 8 – 10% слушателей и курсантов оканчивают академию с золотой медалью, а почти каждый пятый – с дипломом с отличием. По отзывам из войск, выпускники академии – это высокоподготовленные, верные традициям артиллерии офицеры.
Олег ПОЧИНЮК,
Андрей ГАВРИЛЕНКО
Комментарии