До Нового года оставалось меньше часа, когда мы вошли в вагон поезда, чтобы отправиться в страну северных оленей и сияний… За окном минус девятнадцать, Интернет сообщает, что ощущается как минус тридцать. Одна станция сменяет другую: Чупа, Идель, Летний, Африканда, Имандра… Чудные, волшебные названия, словно из заснеженного царства Берендея. Леса – будто в сказке о двенадцати месяцах, так и хочется вспомнить стихи Крученых и произнести фантастические слова «снежат», «шуят», «скрыпят»…
Позади короткая перебежка в морозной столице от Казанского до Ленинградского вокзала, встреча с делегациями из Владимирской области и Москвы, фейерверк в новогоднем Ростове-на-Дону, фотографии на память в Петрозаводске и Кеми. И вот, преодолев 3111 километров, мы в столице Арктики. На ХVIII зимней школе «Учитель года» (в наших кругах мы ее ласково называем «зимка»), которая проходила в этом году в Мурманске, собрались педагоги и школьники из двадцати двух регионов России. Впереди нас ждали пять насыщенных дней учебной и культурной программы. Уроки и мастер-классы, посещение достопримечательностей города и квизы, концерт межрегиональных делегаций и рождественские святки, поиск северного сияния и посещение ледокола «Ленин»… Начну по порядку.
Уроки
Всегда интересно посетить занятия педагогов, у которых горят глаза, они всеми фибрами души хотят показать красоту своего предмета. Был восхищен тем, как филигранно и тонко Галина Манакова из Белгородской области продемонстрировала географию в занимательных экспериментах для самых маленьких участников «зимки». В ход шли подручные материалы – шишки, сода, газировка, а у ребят получались не только приборы для измерения влажности воздуха, но и настоящие гейзеры и извержения вулканов. Все наглядно, доступно и познавательно.
«Мозаика регионов России» – именно так назывался урок географии Натальи Пегушиной из Владимирской области. Ребята не только узнали много интересного об административно-территориальном устройстве нашей Родины, но и ознакомились со многими фактами, которые им ранее были неизвестны.
Марина Никоарэ из Вологодской области разбирала с учениками задачи на движение, и это происходило на уроке истории. Как связаны время и пространство, траектория и перемещение в истории? Интересно и очень интригующе!
Анжела Пинюкова из Калужской области рассказывала о когнитивных способностях человека и показывала приемы, развивающие творческие задатки детей. Результатом стали не только интересные истории, но и реальный кот Вжух, забавный мем из Интернета.
Эмоциональным и содержательным оказался урок Максима Иванова из Республики Карелия. Для раскрытия сложной темы «Проблема морального выбора» учитель активно использовал ресурсы хороших фильмов, книг, которые сам смотрит и читает в большом объеме, поэтому старается прививать интерес к ним у своих учеников.
Евгения Константинова из Краснодарского края исследовала с учениками словообразование на уроке «Лингвистические головоломки, или Кто такие лингвофрики». Хотелось прочитать в этот момент слова Александра Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных // Готовят просвещенья дух…»
Именно с этой фразы начиналось занятие «Очевидное и невероятное в химии» Ирины Маркиной, представлявшей сразу два региона – Республику Адыгея и столицу нашей Родины Москву. И вновь открытия! Невероятные и очевидные, парадоксальные и на кончике пера! После этого урока вспомнились слова уже Владимира Маяковского: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца…»
О пламени, огне, флогистонах, горении и различных теориях этого химического явления говорил на уроке «Пушкин? Просто огонь!» Владимир Головнер, учитель химии из Москвы, а еще инициатор, организатор и директор зимней школы все эти 18 лет. Доступные и интересные эксперименты, доводы и догадки, правда и домыслы, история и современность – все это сделало занятие особенно ярким, запоминающимся, можно сказать эталонным!
Кто не смотрел фильм «Марсианин»? Сколько недостоверной и неточной информации в этом кинематографическом произведении! Совсем другое дело – урок Евгении Брокаревой, учителя биологии из Мурманской области, «Как мы будем жить на Марсе». С первых минут захватил интересный подход преподавателя! А версия о том, что мы будем жить на Марсе счастливо, но недолго, не стала для меня неожиданной. Но и невозможное возможно, если будут прорывы, открытия, новые технологии!
Вот о прорывах в российской науке и шла речь на уроке «Российские технологии в космосе и на фронте», который провела Светлана Анисимова, учитель физики из Владимирской области. Она показала новые бренды, главные атрибуты нашего, российского, научного и военного потенциала!
«За маской не найти лица» – так назывался урок Валерии Балтачевой из Республики Удмуртия. И вновь открытия, грани разумного и прагматичного, демонстрация тонкого понимания жизни и владения эмоциональным интеллектом, обремененным психологическими особенностями личности.
После мозговых тренировок по мнемотехнике от Надежды Зюзиной из Тульской области ребята переключились на занятие «Вкалывают роботы, а не человек». Вместе с Евгением Труфановым, учителем из Тверской области, они «заставляли» железо делать невероятные кульбиты, перемещаться из одной точки в другую, исполняя различные операции. А тему «Гипотезы возникновения жизни» ученики обсуждали на уроке биологии, который провел Сергей Софенко из Ленинградской области.
В итоге все участники нынешней «зимки» смогли посетить пятьдесят интересных и необычных по форме и содержанию уроков, на которых лучшие учителя России показали разнообразные приемы и технологии, поделились своими инновациями. Каждый урок стал событием, побудившим еще раз задуматься о главных смыслах и ценностях жизни, о важности знаний в разных областях науки, культуры, искусства, об истории страны, о нашем будущем!
Мурманские штучки
Традиционно в зимней школе мы проводим игру, цель которой – знакомство с городом, погружение в его атмосферу, общение с его жителями. Для этого необходимо выполнить несколько задач. В этом году их было двадцать. Когда на улице минус семнадцать (а по ощущениям минус двадцать пять) при стопроцентной влажности, это становится непросто! Итак, задание первое. И оно… о Семене. Удивительную историю мы узнали о коте, который потерялся на отдыхе и семь лет шел к своим хозяевам… Нам предстояло не просто сфотографироваться с этим чудо-котом, но и собрать максимальное количество поклонников.
Чтобы выполнить второе задание, «Я теперь полярник», а значит, оформить паспорт полярника, нужно было бы, как положено, выложить кругленькую сумму. Но мы поступили иначе: паспорта, нами же придуманные и нарисованные, стали настоящими полярными документами-шедеврами со всеми необходимыми символами и знаками!
Другие задания тоже требовали смекалки и творчества, например «Морошка-dream», когда надо было найти (и мы это сделали) около десяти северных блюд из этой вкусной ягоды. Или во время поиска муралов, красивых и необычных рисунков, которыми украшен северный город.
В Мурманске есть юбиляр – областная научная библиотека. Одно из заданий было связано именно с этим объектом. Мы сфотографировались у памятника Кириллу и Мефодию, нашли в читальном зале книгу В.М.Воскобойникова «Зов Арктики», перелистали ее, загадали желание, сфотографировались с библиотекарями, подарив им свою книгу!
А затем на территории Мурманского порта пели песни об этом чудесном городе. У главной елки города водили хоровод, вовлекая в наш круг местных жителей, фотографировались у трески, приручали городских драконов, искали 33 снеговиков, пингвинчиками скатывались со всех ледяных горок, вкушали местные блюда из оленины, северных ягод и морской рыбы, писали письмо Деду Морозу, искали необычные мерчи… На Севере тепло, когда двигаешься в компании классных ребят.
В общем, четыре часа пролетели незаметно, холодно было первые пять минут, зато море впечатлений, фотографий и забавных историй. Плюс победа нашей команды – сборной Тульской, Тверской областей и Краснодарского края с максимальным баллом и подарком с вкусными сладостями. Огромное спасибо Евгении и Ивану Брокаревым, нашим мурманским друзьям, за интересные задания и призы!
Посещение ледокола «Ленин» – особая история. Это чудо технической мысли с первых шагов по его палубам очаровывает. Все продуманно, эстетично, прагматично и практично. Представляешь, как этот гигант проламывает вечные льды, встречается с полярным сиянием, пугает своим величием белых медведей. Для меня, учителя физики, это не просто экскурсия, но и множество научных и занимательных фактов, которые станут иллюстрациями на занятиях и уроках физики. Окна, пропитанные свинцом, ядерный реактор, который обеспечивал энергией и теплом 26 навигаций, топливные элементы, замеры радиации, турбогенераторы – все это не только технические элементы, но и в будущем информационные картинки для задач, элементы кейсов. Рубка капитана – отдельная песня. Масса уникальных приборов, датчиков. Некоторые по-доброму обзавелись новыми названиями. Так, термометр члены команды ласково назвали динозавриком. Как вы думаете, почему?
Мастер-классы и вечерний педагогический час
«Зимка» – это всегда открытие новых учителей. Вот и Мурманская земля подарила нам встречу с двумя учителями года Мурманской области, которые продемонстрировали свои педагогические таланты. Вячеслав Пославский, победитель конкурса «Учитель года Мурманской области»-2020, рассказал нам, почему и как нужно изучать историю, и вызвал оживленную дискуссию у коллег по этой школьной дисциплине. О том, как развивать у детей креативность, наблюдательность, воображение, все то, что способствует их творческому, личностному росту, рассказала на своем мастер-классе Виктория Широбокова, учитель английского языка, финалист конкурса «Учитель года Мурманской области»-2022. Тема и предложенный учителем английского языка подход к ней оказались весьма интересными не только для гуманитариев, но и для тех, кто преподает естественно-научные предметы.
Еще одна важная составляющая «зимки» – методическая мастерская, которая проходит поздно вечером, когда школьники уже отдыхают после напряженного дня, а учителя собираются вместе и делятся своим опытом. В этом году в программе обмена педагогическим опытом участвовали Сергей Софенко из Санкт-Петербурга с презентацией книги «Если б не дети». Тема моего выступления – «Организация инженерных соревнований», Юлии Соколовой из Владимирской области – «Работа с неуспевающими на базе «Кванториума» с целью вовлечения их в науку и IT-технологии», Алексея Удота – «Открытый московский турнир по интеллектуальным играм», Оксаны Родионовой – «Как профсоюз тренирует победителей на морском берегу». Московская делегация порадовала фантастическим театральным представлением, в котором в роли Деда Мороза и Снегурочки выступила чета Брокаревых.
P.S. Рождественская ночь, северное сияние! Прекрасные уроки коллег и потрясающие школьники, волонтеры – открытые, интересные, умные, талантливые! Зимний Мурманск – город-мечта, арктическая столица. Город, откуда поезда двигаются только на юг, а пароходы – только на север. Город, в котором хлопают в ладоши при появлении самого северного в мире троллейбуса, обнимаются с треской, посещают памятники Алеше и «Ждущая». Город-герой, овеянный славной историей, город, в котором нет грубых слов и речей, а есть простой и емкий слоган «На Севере жить тепло!», потому что даже в минус двадцать тебя греют горячий чай с морошкой и клюквой и, конечно же, хорошая компания друзей!
Мурманск, Оленегорск, Апатиты, Полярные Зори, Беломорск, Медвежья Гора… Поезд несет нас домой, в свои края и села, через бескрайние заснеженные леса Мурманской области и Карелии. Впереди 3111 километров до города на Азовском море. «Зимка»-2024 осталась в душе и памяти. Впереди «экспа»-2024 на Байкале. «Экспа» – так ласково мы называем межрегиональные экологические экспедиции школьников с учителями года России, которые проходят в период летних каникул.
До встречи летом, до новых встреч и в следующие зимы, дорогие наши ученики, друзья-«пеликаны»!
Андрей Сёмке, учитель физики и астрономии школы №19, заслуженный учитель Кубани, учитель года-2000, лауреат премий Януша Корчака и «Династия», пос. Степной, Краснодарский край
Фото предоставлены Андреем Сёмке
Комментарии