Большое число участников VIII Российского форума с международным участием «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» и в его рамках научно-практической конференции «Здоровье и образ жизни учащихся: взгляд врача и педагога» лишний раз убедило в том, что вопросы детского здоровья не теряют своей актуальности, и, мало того, их спектр ширится и растет.
На пленарном заседании были озвучены цифры, которые могут служить для общества тревожным сигналом. К примеру, 10% всего детского населения страдает расстройствами поведения, а среди школьников этот процент еще выше – до 33%. Как признают медики, расстройства поведения в принципе нормальное явление для подросткового возраста, мало того, они непрерывно сопровождают процесс взросления. Значимость проблемы в другом: девиация тесно связана с агрессивным и асоциальным поведением, а также между нею и употреблением психоактивных веществ прослеживается прямая связь.Впрочем, как пояснил доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Северин Гречаный, тенденция роста расстройств поведения детей отмечается в России в последние 15-20 лет. Это особенность мегаполисов. Причина, на взгляд ученых, кроется в особенностях нынешнего воспитания детей, а именно в потере традиционных ценностей семьи. К слову, в США эту же проблему пережили в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Подобная закономерность всегда возникает на сломе эпох и сглаживается по мере того, как процессы упорядоченности сменят процессы хаоса.Чтобы снивелировать трудности общения с детьми с расстройствами поведения, медики даже дают вполне педагогические советы. К примеру, не пытаться перекричать ребенка, не пытаться его победить, научиться выстраивать с ним диалог, делать не больше одного замечания в день, а главное – не бояться ребенка и понимать, что взросление – непростой процесс и нужно помочь с ним справиться.Правда, то, что для медиков может быть естественным состоянием, не всегда понятно педагогам. На секции, имеющей название «Школа должна быть здоровой и безопасной: взгляд врача, педагога, психолога», одна из уважаемых экспертов так прямо и сказала, что педагоги совершенно не знают возрастных и физиологических особенностей ребенка, отсюда и сложности в понимании поведения школьников, особенно подростков, и неэффективные меры воздействия на них. С обозначенной проблемой согласилась и кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Светлана Котова. По ее мнению, компетентность педагогов сегодня несколько размыта. Потому что в образовательной организации работают педагоги с разным уровнем подготовки, стажем и опытом преподавания, и, к сожалению, непрерывной подготовки, в частности по психологии, в педагогическом образовании не существует. Идет непрерывное педагогическое повышение квалификации, но не психологическое. Все зависит от того, насколько педагог сам готов активно заниматься самообразованием в области детской психологии. При этом объем информации в ней растет, появляется много новых данных, и учителю нужно с ними постоянно работать, а сил и времени на это не хватает. Тех знаний, которые он получил на базовом уровне в педагогическом вузе, безусловно, мало. Понятно, что в процессе работы учитель может получать знания по психологии детей, но часто это самообразование носит стихийный характер, что не может способствовать структуризации информации.В то же время все эксперты, как педагоги, так и врачи, абсолютно убеждены в том, что проблема здоровья школьников многоаспектная, межведомственная. Одной школе с ней не справиться, несмотря на то что стандарты нового поколения требуют от образовательной организации серьезной нацеленности на здоровьесозидание и здоровьесбережение. Школа, конечно, может попытаться обеспечить условия для здоровьесбережения, но здесь опять же многое зависит от уровня компетентности руководителя и педагога, в частности. Часто бывает так, что образовательная организация заявляет о себе как о школе здоровья, имеет стадион, спортзалы, зимние сады и т. д., а на уроке в старших классах ребята, например, 45 минут сидят, уткнувшись в тетради или пытаясь разглядеть мелкий почерк учителя, пишущего на доске. При этом нарушен и норматив по освещенности, и норматив по наполняемости класса, помещение не проветрено и отсутствует смена видов деятельности. Педагога в такой школе можно оправдать стабильным выпуском стобалльников, но цена этим высоким достижениям – здоровье ребенка.Вообще, здоровье должно стать общешкольной политикой, если страна хочет растить работоспособное будущее. Причем и врачи, и педагоги уверены, что этой политики должны придерживаться и родители. Именно семья – определяющий фактор в здоровье ребенка. Не будет на уровне семьи поддержки здорового образа жизни, не будет и ребенок сопротивляться нездоровым соблазнам. Впрочем, есть примеры школ, где не желают смириться с инертностью родителей и где позиция руководства и коллектива такова: «Будем здоровы сами и заставим думать о здоровье родителей детей». В таких школах, как правило, открываются фитнес-залы для педагогов и родителей, проводится много семейных физкультурных праздников, а третий урок физкультуры становится не формальностью, а целым событием, которого дети ждут с нетерпением.Как заметила главный педиатр Минздрава России в СЗФО доктор медицинских наук, профессор Елена Булатова, любовь к физкультуре нельзя привить механически. Невозможно хотеть ходить на неинтересный урок. Именно потому, что детям на уроке физкультуры скучно, они его избегают. В школе нужны люди, которые смогут увлечь ребят идеей здорового образа жизни, сделают занятия яркими и полезными. Ничто не мешает на такой урок пригласить и других учителей-предметников. Мало того что они задумаются о своем здоровье, но еще и станут лучшими проводниками позитивного отношения к физкультуре. Хотя физкультура – это, конечно, лишь составляющая того философского понятия, которое заключает в себе здоровье.Санкт-Петербург
Комментарии