search
main
0

В спальном вагоне поезда Москва-Белгород я увидела лидера компартии в окружении зарубежных корреспондентов, телекамер. В другом вагоне моими соседями по купе оказались представители блока <>. Они везли солидный тираж газет с предвыборной программой своего кумира. Едут на юбилей, подумала я, который отмечается в Белгородской области: 20-летие создания школ-комплексов. Первых в России учебных заведений нового типа, появившихся в середине 70-х годов. Неужели так радеют за образование, что решили отдать дань сельской школе? Знают и оценили уникальный в своем роде опыт? Помнят о том, как он рождался усилиями директоров и учителей в известных тогда Бессоновском и Яснозоренском районах? Через год их было сорок, в последующие ежегодно появлялось 10-15 сельских школ с особой системой работы. Сегодня – почти 270. Не просто выжили и устояли. Не погибли и не закрылись, что ныне не редкость. Они стали еще более привлекательными и уютными. С теплицами и бассейнами, с помещениями для занятий искусством, спортом, с обязательными уроками по хореографии, декоративно-прикладному творчеству, по рыночной экономике. С серьезной трудовой подготовкой.

Идея оказалась жизненной. И не только для этого региона. Теперь эти школы известны как учебно-воспитательные комплексы. Они стали достаточно распространенным типом учебных заведений и во многих городах России. УВК, сокращенное их название, работают в единой системе с детским садом, внешкольными учреждениями. В них насыщенная и интересная внеклассная работа (теперь это дополнительное образование). И то, что сегодня называют инновациями: акцент на индивидуальное развитие ребенка, дифференцированное обучение, предметы по выбору и многое-многое другое начиналось именно в этих школах.

Но, как водится, добрые слова говорят у нас потом, чуть позже или вовсе забывают сделать это. Сказать, например, спасибо тем, кто не дачи-замки возводит для себя, а все эти годы строит новые прекрасные сельские школы. Этот юбилей – не тот, вероятно, масштаб для сильных мира сего, а для политиков и депутатов, безудержно рвущихся к власти, – не та сцена. И телевизионные камеры, которые я видела в поезде, предназначались для других целей. Промолчали многие.

История повторяется. Может быть, через сто и более лет, как это было, например, с Царскосельским лицеем, с иными реформаторскими начинаниями на Руси, общество признает и этот опыт. По-настоящему оценит то, что сделали белгородцы для своих детей. И все мы поймем, что идея, заложенная в этом уникальном опыте, в высшей степени гуманна, органична и естественна. Уже в те годы она дала толчок для развития новых учебных заведений. Нового педагогического мышления. А их влияние на развитие культуры села, его быта переоценить трудно.

А праздник, конечно же, состоялся. Для тех, кто двадцать лет честно, самоотверженно и профессионально делал свое дело: руководителей органов управления образованием, директоров, преподавателей педагогического университета, учителей, специалистов из других сфер. В этот день многие из них получили звание <>, грамоты, награды, которые вручил им заместитель министра Юрий Роговский. Это стало событием для родителей, чьи дети учились и учатся в белгородских УВК. Для выпускников школ и педагогических училищ, которые специально открывались здесь (например, для подготовки хореографов для сельских школ). А за эти годы, заметил губернатор области Евгений Савченко, выросло целое поколение белгородцев. Многие из них теперь учительствуют в своих же школах-комплексах. Радость юбилея разделили и гости, коллеги из Липецка, Орла, Воронежа, Москвы…

А главный итог? Конечно, дети. И то, что они показали на выставке, на концерте, поразив участников своими успехами. Глядя на этих талантливых, хорошо воспитанных и любящих свою землю детей и на тех взрослых, которые всецело посвятили себя всему этому, душа радовалась.

По дороге домой думалось о хорошем. Вспомнились слова философа Сергея Булгакова: …все меньше оснований будет <>

Ирина ДИМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте