Третья встреча с Лидией Константиновной Филякиной (см. «УГ» №№36, 50, 2003 г.) посвящается первым занятиям первоклассников.
Я пришла в начальную школу зрелой учительницей с пятнадцатилетним стажем работы. Мне удавалось ладить с любым подростком и со всеми классами с пятого по десятый. Каково же было мое удивление, когда поняла, что не могу организовать работу в первом! Поймите правильно, я серьезно готовилась к занятиям, настраивалась на встречу с малышами. Но я всегда имела дело с учениками, а здесь были дети, милые, прелестные. Чему же их надо научить? Я с ходу запретила себе быть жесткой, а повышать голос, попросту орать на малых детей, я не могла себе позволить, как учитель. С чего же начать?! Размышления привели меня к тому, что надо развивать воображение, память, фантазию, а также учить концентрировать внимание, волевому усилию, сдержанности. Но у кого же этому можно научиться самой? Мне попали в руки книги П.Ершова «Технология актерского искусства» и «Режиссура, как практическая психология». Поняла: вот тот источник, который напитает меня и облегчит общение с детьми. С этого времени театральная педагогика Петра Михайловича Ершова, Александры Петровны Ершовой стала практическим руководством к действию. Я пришла в группу Вячеслава Михайловича Букатова, который вел театральную студию во дворце пионеров на Ленинских горах.
Но оставался вопрос: чего я растерялась? Как ни странно, от обилия индивидуальностей. Один начал отвечать, другой еще и не собирался выполнять задание. Третий полез в портфель да там и застрял. Четвертый вдруг встает: «Я пойду домой, мне пора кушать». Вы помните, что «в сложенье рук» я не хочу играть. Но в другие игры – пожалуйста. Вот он, первый выход. Только игры у нас будут не дидактические, а настоящие. (Набор игр записан в книге А.П.Ершовой и В.М.Букатова «Возвращение к таланту». Педагогам о социоигровом стиле работы. Красноярск, 1999 г.).
Вас, дорогие учителя, более всего волнует дисциплина в классе. Давайте попробуем найти возможность установления мгновенной, но не насильственной тишины в любой момент. Соберем ребят в центре класса. Вообразим зимние игры.
«Снежная королева». Она появляется и всех замораживает в той позе, в которой застанет. Того, кто пошевелится, уводит в свое царство. Возвращаясь вновь, приводит с собой «снежинки». Они вместе с королевой наблюдают за замерзшими. Игра идет до тех пор, пока не останутся три человека. Они победили. Замечу, выход королевы сопровождается возгласами, которые затем используются в любое время занятий для замирания, то есть остановки: «замри», «стоп».
После игры можно усадить ребят по двое за одну парту, раздать им листочек, один на двоих, и предложить изобразить подводный мир. Но предварительно пусть по очереди или по вызову расскажут о нем те, кто был в это лето на море. Почему не каждый получил листик? А чтобы определить умение детей договариваться друг с другом. Это для нас очень важный момент жизни в классе. В этой работе согласие необходимо, поэтому можно пересадить тех, кому не удается договориться друг с другом. Листочки двое рисующих подписывают, как умеют, именами (и даже фамилиями) или просто крестиком, если кто-то не знает буквы. А это к пяти годам не редкость.
Еще одна игра «на замри». «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три» – обращается к детям ведущий. Играющие изображают море. Ведущий стоит в центре, а остальные по кругу. Предварительно, разбирая рисунки, выясняем, какие жители моря изображены. Обсуждаем, как они двигаются, шевелятся. Теперь в игре они оживут.
«Морская фигура – замри». Ведущий оживляет фигуру прикосновением руки и пытается угадать, что это такое. Ожившие присоединяются к ведущему.
Занятия как бы перетекают одно в другое. Просматривая листочки, учитель может увидеть тех, кто смог написать не только имя, но и фамилию.
Теперь неплохо бы и к книжке обратиться. Следующий вопрос: «Кто какие книги читал?» Это не только любопытство, но и продолжение знакомства: кто сам читает, кому и кто читает, кто умеет по картинкам рассказать прочитанное ему. Все это учитель фиксирует завтра. Следующий шаг: одна книга для общего чтения. Мы не будем пользоваться букварем. Читать будем сразу книги. Сегодня выбираем сказку А.С.Пушкина «О золотой рыбке». Кто-то из ребят может прочитать, кто-то – рассказать, а некоторые знают наизусть.
Нужен новый «переход». (Физкультминутка). Давайте послушаем шумы за окном. И вновь в классе тишина, но не мертвая, а нацеленная на вслушивание. Каждый слышит свое. Теперь нужно проявить себя еще ярче и знатокам букв.
За шторкой открывается аквариум (нарисованный), где среди рыб «плавают» и буквы. Их не сразу разглядишь. Притаились, спрятались. Этот аквариум – таблицу-алфавит – придумал для детей мой учитель словесности мудрый и чуткий Владимир Николаевич Протопопов. Буквы можно загадывать: «Я знаю букву справа от розовой рыбки». Здесь можно с другом пообщаться, помочь ему в поиске, ориентируя его в пространстве аквариума.
Снова садимся в полукруг.
На партах – математические наборы. Делаем полоску цифр от 1 до 9. Играем в парах по очереди: один показывает выбранную цифру, другой выкладывает треугольнички, квадратики или кружочки. Долгое сидение требует перерыва. Выходим в серединку и разучиваем считалки, которые начинаются с раз, два, три, четыре, пять и т.д. Одна группа приглашает другую на чаепитие. Переставляем парты так, чтобы за одним столом собралась компания в 5-6 человек. Накрываем столы для чаепития: ставим чашки, блюдца, ложечки (это тоже – счет). Можно приглашать родителей. У нас ничего не бывает понарошку. День очень насыщенный, но неутомительный. Собираемся домой и идем к своим родным довольные и счастливые.
Вот так выстраивается день занятий. А учитель делает уроки (у нас так), сразу по горячим следам записывает свои воспоминания за целый день, отмечая, кто что умеет и кто в чем себя проявил. Кто с кем работал дружно, а кто подружился именно сегодня. Мы ищем помощников среди детей. Они будут сегодня одни, завтра – другие. Но, самое главное, умелые наравне с нами будут учить других. Девиз нашего класса: «Научился сам – научи других».
До новой встречи.
Ваша Л.К.
Комментарии