search
main
0

В слове – смысл бытия. Иногда урок похож на телешоу

Заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы из села Детчино Калужской области Марина ЕФИМОВА в детстве мечтала стать врачом и после школы поступила в медицинское училище. Отучилась на медсестру, но, когда вышла на практику, камнем преткновения для нее неожиданно стали инъекции. Марина представила, что в будущем ей предстоит делать внутривенные вливания, ставить капельницы, и поняла – хладнокровно колоть людей у нее не получится. С медициной пришлось расстаться. О чем Марина Максимовна сегодня ничуть не жалеет.

Так получилось, что я встретился с Мариной Ефимовой накануне проведения дня самоуправления в детчинской школе. Кабинет заместителя директора по воспитательной работе каждые 45 минут осаждали взволнованные старшеклассники. «Завучи» и «директор» уточняли детали завтрашнего руководства. Ребята не скрывали гордости за оказанное им доверие. Даже немного важничали. Марина Максимовна с улыбкой и без раздражения отвечала на все вопросы. Когда «администрация» удалялась на уроки, мы беседовали с педагогом о литературе, русском языке и современности.

Тревожа мысль и сердце

Ефимова окончила Калужский педагогический институт имени Циолковского, отработала год в сельской малокомплектной школе. С 1990 года учительствует в школе родного села.

– Я пошла в педагогический институт не только потому, что захотела учить детей, – рассказывает Марина Максимовна. – Это давало мне возможность больше читать, изучать литературу. Можно сказать, что в педагогику меня привели книги. Любовь к литературе у меня с детства. Книги стали первыми моими помощниками. Родители выписывали много журналов, в доме была приличная по сельским меркам библиотека. В школе мне нравился Тургенев, особенно его стихотворения в прозе. Я любила рассказы Чехова, неповторимый мир писателя, его «маленького человека». Запали в душу «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» Булгакова. Один из моих любимейших писателей – Гоголь. А совсем недавно я открыла для себя Шмелева.

«Разговаривать, тревожа мысль и сердце ученика» – такую задачу ставит на своих уроках педагог-новатор из Санкт-Петербурга Евгений Ильин. Бережность в обращении со словом, мастерство владения им, способность умело затронуть чувства ученика доверительной беседой стали основными и в работе Ефимовой. Для нее каждый урок – творчество: словесное, наглядное, звуковое, пластическое. На помощь слову приходят живопись и музыка, художественные портреты дополняются историческими, а история родного края позволяет приблизиться к пониманию жизни и творчества великих писателей и поэтов: Пушкина, Толстого, Гоголя, Достоевского, Паустовского, Цветаевой.

Человек узнает мир по именам. Один – мир видимый, слышимый, осязаемый, мир природы и вещей. Другой – мир внутренней жизни человека, мир ума и сердца, мир чувств. Слово необходимо человеку, чтобы дать имя всему, что его окружает и наполняет душу. Оно способно пробуждать чувства и помогает выразить их. Любить. Понимать. Принимать. Сопереживать. Литература наполняет эти слова духовно-нравственным содержанием, помогает понять не только их значение, но и философский смысл.

Кстати сказать, Марина Ефимова в свободное время пишет стихи. В одном из ее стихотворений есть строки, которые запоминаются с первого прочтения, в них – полет и мудрость:

Со страниц земных событий

Звонкой птицею взовьется

к небесам.

Облетит пески и льды, и снова

Возвратится к рекам и лесам.

В слове – шелест трав

и запах моря,

Звон капели, стужа января.

В слове – жар любви

и холод горя,

В слове – смысл людского бытия.

Слово выражает развитие человеческого разума, оно показатель искренности и нравственной зрелости. Учитель литературы наделен особой властью: при помощи слова повелевать чувствами. А это значит – способствовать их рождению, воспитанию и выражению.

Литература –

это жизнь

По мнению Марины Максимовны, литература должна воспитывать человека. В трудах классиков – ответы на вопросы историко-культурные и нравственные: борьба добра и зла, правильный выбор жизненного пути, человек и Бог, человек и общество, человек и природа, честь, долг, совесть, любовь. Для детчинского учителя важно духовное общение с детьми. Любая точка зрения, любое мнение для Ефимовой очень ценно. Главное, чтобы дети не были бесчувственными к чужому горю, к несчастью рядом живущего человека.

– Литература – это жизнь, – дополняет Ефимова. – Урок литературы – это иногда и что-то похожее на телевизионные шоу. Ученики хотят выговориться, обсудить интересующую их проблему, поговорить со мной по душам. Празднично проходят совместные уроки с учителями английского и немецкого языков, когда изучается творчество зарубежных писателей. Но такое бывает редко. Я считаю, что «тонуть» в нестандартных формах нельзя. Как ни мудри, но хороший классический урок они не заменят.

Нельзя, побывав в сельской школе, не проникнуться ее жизнью и заботами.

– Мы возвращаемся к тому, что потеряли, – задумчиво говорит Марина Максимовна. – Все, конечно, восполнить невозможно, мы должны делать поправку на время и современные нравы. Хорошо, что в нашей области возродились и проводятся военно-спортивные мероприятия. Наша школа неоднократно становилась призером военно-спортивной игры «Орленок». Это закалка для мальчиков, будущих воинов. Проходят традиционные эстафеты, лыжный поход к месту захоронения подольских курсантов. Школьники пишут Книгу Памяти, участвуют в поисковом движении. Мы дорожим историей. В начальной школе проводим классные часы, где ребята рассказывают о героическом прошлом своих родственников, пишут сочинения, стихи на тему войны. Ежегодно перед Днем Победы в поселке проводится легкоатлетический кросс памяти нашего земляка – Героя Советского Союза Николая Алпатова. Школьники участвуют в конкурсе «Ученик года», где им задают много вопросов по краеведению. Радует, что дети хорошо знают историю своего села.

Если честно, то я был приятно удивлен, когда узнал, что почти половина учителей Детчинской школы – ее выпускники. Как говорится: где родились, там и пригодились. Вот оно – прекрасное доказательство не на словах, а на деле любви к родной земле!

Не коверкайте русский язык

Русский язык как предмет, будучи школьницей, Марина Максимовна любила меньше, чем литературу. Но, окончив педагогический вуз, поняла, что родная речь имеет огромное значение не только в плане обучения детей, но и играет большую воспитательную роль.

Ефимова старается передать детям тонкости русского языка доступно и интересно. Убеждает их, что люди, живущие в России, должны грамотно владеть языком. Марине Максимовне, как и многим учителям, не нравится, когда дикторы, политики и высокопоставленные чиновники, говорящие с экрана телевизора и по радио на всю страну, допускают в словах грубейшие ошибки, неправильно ставят ударения, коверкают русский язык. Дети иногда возмущаются: «Раз уж знаменитости так говорят, то и нам можно. Почему вы, учителя, считаете, что это неправильно?» Приходится объяснять. Сегодня хорошим помощником для педагогов в этом плане стали некоторые задания ЕГЭ. В контрольно-измерительных материалах есть тесты, направленные на развитие культуры речи. По словам Ефимовой, они действуют на ребят магически.

Затрагиваем тему значения «великого и могучего» в современном мире.

– Русский язык – язык международного общения, только об этом почему-то забывают, – говорит Марина Максимовна. – Сегодня русский язык нужно защищать на уровне правительства. Сбываются предупреждения Фонвизина. Вроде бы возвращаемся к старине, оживили забытые слова – «губернатор», «дума», и в то же время появились «парламент», «мэр», «департамент» и многие другие. Такое смешение очень путает язык. Обидно, когда в угоду новомодным иностранным словам забывают исконно русские, несущие в себе огромное смысловое значение. Иногда на уроках мы отходим от синтаксиса, орфографии, которые трудно даются ученикам, и говорим об истории языка, дети с удовольствием слушают и запоминают. Им очень нравится, когда я им объясняю значение фразеологизмов.

Детчинская школа последние годы участвует в международном конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок». Дети воспринимают его с большим интересом. Третьеклассники недавно заняли призовые места в Калужской области, были успехи и у старших ребят. Я понял, что удивляться здесь нечему, если в школе работают такие люди, как Марина Ефимова, – любящие родное слово и свою Родину, большую и малую.

Детчино, Калужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте