search
main
0

В ситуации заботы. В Новосибирском центре диагностики и консультирования стараются обогреть каждого

– Здр-равствуй, а я из Кар-расука приехала. Меня Вер-ра звать, – бойко приветствует меня черноглазая девчушка лет восьми, отчаянно «рыча». Чувствуется, что специалисты Новосибирского областного центра диагностики и консультирования с нею уже поработали.

Школа для Веры- А зачем ты приехала? – интересуюсь я. – Учиться и лечиться! – Вера отвечает четко, как прилежная ученица. Хотя попала она в центр как раз потому, что не справлялась со школьной программой. Через 45 дней Вера уедет домой, и, надо надеяться, ненавистные математика с русским станут для нее уже не сплошной загадкой, а понятными и нужными предметами. Может быть, только программу для Веры придется изменить – вслед за девочкой в школу полетят четкие практические рекомендации для учителей, логопедов, психологов, как работать с особенным ребенком. – Наша задача не просто диагностировать проблемы ребенка, а выявить его ресурсы, – считает директор областного Центра диагностики и консультирования Татьяна Леонидовна Чепель, кандидат психологических наук, профессор. – У каждого маленького человечка независимо от его психического развития, независимо от его заболевания есть потенциал, пока нераскрытый ни им самим, ни родителями, ни школой. Скажем, страдает слуховая память, но зрительная хорошая, с ней можно работать. Мы видим этот ресурс, но этого мало, мы должны убедить педагога: если он будет больше внимания обращать на потенциал, чем на ограничения, у особенного ученика повысится мотивация и он в конце концов отзовется на усилия взрослого. Часто усилия школы направлены на то, чтобы вывести неуправляемое дитя из образовательной среды, и это плохо кончается – у него возрастают психологические проблемы. И если у девочек это в большинстве случаев тревожность, то у мальчиков – асоциальное поведение. Постоянно страдающий ребенок, если его не включить в нормальную жизнь, будет стремиться избавиться от своей боли, отсюда – пиво, сигареты, наркотики. Да, когда мы открываем педагогу глаза на то, как вести себя со сложным учеником, легче ему становится не сразу, но каждый ребенок с проблемами развития может достигнуть определенных успехов, если ему помогут взрослые. Школа-центр, подразделение государственного образовательного учреждения ОЦДК, – это особое образовательное пространство для поддержки детей от 7 до 12 лет, у которых есть проблемы в развитии, трудности в обучении, поведении и адаптации. 45 дней с малышами занимаются учителя, дефектологи, логопеды, психологи. За год углубленную психолого-медико-педагогическую помощь здесь получают более 260 детей из всех районов Новосибирской области. Запуск на успешность Юных гостей здесь ждут классы, оборудованные по последнему слову техники, уютные спальни и игровые, музыкальный кабинет и комната арт-терапии, зимний сад с фонтаном и даже целый медицинский блок: педиатр, невролог, психотерапевт, психиатр, физиотерапевт. Для каждого составляется своя программа оздоровления, куда входят лечебная физкультура, массаж, бассейн, фитобар, физиопроцедуры, обязательно усиленное, правильно сбалансированное питание. – Когда я стала тесно работать с детьми, придя в центр из академической среды, поняла, что мы должны им дарить не столько любовь, сколько заботу, – делится Татьяна Леонидовна. – Не может педагог полюбить всех детей, тем более наших, трудных. Но малыши откликаются на заботу. Они чувствуют, что о них заботятся, когда им помогают вытереть носик, одернуть рубашку, по головке погладят, обнимут. Ребенку нужны объятия. Мы понимаем, что, может быть, они никогда в жизни больше не окажутся в таких комфортных условиях. И прежде всего мы должны их подкормить, подлечить. А потом еще отвезти в краеведческий музей, зоопарк, театр. У нас они находятся не в обычной ситуации пренебрежения, а в ситуации заботы. Это уже много. Вот если бы нам научить всех родителей и учителей пускай не любить детей, а заботиться о них! И хотя нет коррекции в наших задачах, мы считаем, что должны дать детям развивающий толчок, показать другое детство. В тепле они раскрываются, как цветочки! Хорошо уже то, что за 40-45 дней отмечается положительная динамика: на уроки дети бегут, хотя прежде не хотели учиться, и наконец у них получилось расслабиться – это большая для них проблема, они настолько напряжены, настолько боятся этого мира, что все время пытаются защищаться от него! Эти дети не из тех, кто обласкан взрослыми. Школу они раздражают, и это понятно, но неоправданно. Семья тоже редко бывает их надеждой и опорой – в большинстве своем они живут в малообеспеченных и многодетных семьях. И, как правило, раздражают родителей, особенно алкоголиков – такие дети и не знают другого отношения, чем жестокость. Как ни странно, эти родители тоже пытаются измениться, увидев, как можно и нужно заботиться о младшем поколении. После каждого заезда сотрудники центра организуют праздник, на который приглашают пап, мам, бабушек, учителей. И особенные малыши показывают им концерт! – А после концерта мы спрашиваем у родителей: «Вы видели, что ваши дети могут быть внимательными, а вы говорите, у них отсутствует внимание? Вы видели, как они быстро думают, а вы говорите, они не соображают? Вы видели, какие они веселые, а вы говорите, они депрессивные? Вы видите, как они организованны и позитивны – помогают друг другу, подбадривают, а вы говорите, что они агрессивны и неуправляемы? Вы видите, как они изменились? И все это можно поддерживать дома», – рассказывает Чепель. Именно в этот момент многие вдруг понимают: «Мой ребенок вовсе не боль, а счастье». Обещают, что изменятся: станут больше поощрять, чем наказывать, и обязательно воспользуются рекомендациями центра. То есть взрослые тоже получают свой толчок к развитию. Эффект «запуска на успешность» дает хорошие результаты – это специалисты центра непременно проверяют, «сопровождая» своих воспитанников с помощью отработанной системы обратной связи. Каждый – ценность Одно из подразделений областного Центра диагностики и консультирования – Центральная психолого-медико-педагогическая консультация. До создания центра судьбу особенного ребенка решали именно ее специалисты, обследуя его в ходе всего лишь двухчасовой сессии. К тому же ребенок был вырван из привычной среды, поэтому ошибок диагностики случалось немало – по некоторым оценкам, до 50 процентов. Именно для того чтобы, не травмируя детей, посмотреть их в разных состояниях, Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и задумало в 2001 году ОЦДК. Тогда, как, впрочем, и сейчас, подобных учреждений было мало – изучали опыт Санкт-Петербурга, Орла, Ярославля, Красноярского края, Ростова-на-Дону. Теперь педагоги-психологи за опытом все чаще приезжают в Новосибирск. – Мы стараемся так вести работу психолого-медико-педагогической консультации, чтобы специалисты работали с детьми постоянно, а не разово, – объясняет директор. – И позиционируем консультацию как психологический посреднический институт между семьей и школой. Если у ребенка проблема с обучением, школа обязана предоставить ему другую программу. Облегчая таким детям учебную нагрузку, мы улучшаем их здоровье, сберегаем их потенциал, помогаем высвободить ресурсы. В первые же годы работы специалисты областного Центра диагностики и консультирования обнаружили не только дефицит в регионе педагогов-психологов и учителей-дефектологов, которые могли бы сопровождать ребенка дальше, но и низкую психологическую грамотность участников образовательного процесса. Нужна была структура, способная взять на себя просветительскую, научную и координирующую роль. Эти функции достались Центру службы практической психологии образования Новосибирской области. Служба работает только со взрослыми – ее специалисты  проводят тренинги и семинары, готовят конференции, конкурсы, в том числе региональный «Психолог года», организуют Неделю психологии, в которой участвует более 400 школ. В 2007 году опыт Новосибирской области по развитию службы признан уникальным, заняв 2-е место на Всероссийском фестивале инновационных проектов. План мероприятий по психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и детям поддержало областное правительство, выделив средства на открытие филиалов ОЦДК в районах. Сейчас они действуют в Карасукском, Татарском, Куйбышевском и Ордынском муниципалитетах. Это те же центры, но в миниатюре. И школы в них тоже есть, с той лишь разницей, что дети здесь не ночуют. В ближайшем будущем планируется открытие отделений в Барабинском, Чулымском и Мошковском районах. Команды специалистов для них уже подготовлены. К 2014 году качественную психологическую помощь можно будет получить в любом районе. В этом году ОЦДК и его филиалы стали еще и опорой регионального проекта по внедрению инклюзивного образования. Здесь считают, что центр – это живой организм, деятельность которого должна гибко реагировать на все запросы системы образования. И только одно остается неизменным – постулаты гуманистической педагогики и психологии, заложенные в основу центра. Девизом Новосибирского областного центра диагностики и консультирования были и остаются слова народного учителя Александра Католикова: «Только душою взрослого можно спасти ребенка». Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте