Итоги инвентаризации 2009 года показали, что по некоторым объективным причинам проводить работы по приспособлению среды в 363 учреждениях (9%) сегодня технически невозможно либо экономически нецелесообразно. В первую очередь это относится к зданиям, имеющим конструктивные особенности, которые могут быть учтены только в процессе реконструкции и требуют предварительной разработки проектно-сметной документации с крупными капитальными вложениями. Это относится к учреждениям, построенным в период с 1950 по 1990 год, и учреждениям довоенной постройки. Всего в нашей системе 331 подобное учреждение.
Досье «УГ»Особая задача – создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа «Доступная среда», направленная на решение этих проблем.Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию
Максимальное количество таких учреждений сосредоточено в Центральном округе – более 40%, в других округах процент подобных учреждений колеблется от 2,5 до 8,3.
Следующая группа – это учреждения, здания которых в соответствии с Городской целевой программой развития образования «Столичное образование-5» на 2009-2011 годы и Адресной инвестиционной программой в ближайшие годы должны быть снесены или реконструированы. Их сегодня 32.
С учетом этих факторов безбарьерная среда может быть создана в 3638 учреждениях, расположенных в 4181 здании. Из них по состоянию на 1 ноября 2009 года для нужд инвалидов приспособлены 1187 учреждений образования, или 1210 зданий, что составляет 32%.
В 2009 году в ходе реализации программы Года равных возможностей планировалось выполнить работы на 154 объектах образования. За счет нового строительства и реконструкции должны были быть приспособлены 80 учреждений. Еще 74 учреждения – в ходе выполнения ремонтных работ. При оптимизации адресной программы на 2009 год осталось 107 учреждений (47 учреждений не вошли в программу строительства и реконструкции).
На нынешний момент работы по приспособлению среды выполнены на 189 объектах, что на 22% больше от первоначального плана.
Сегодня есть расхождения с адресными списками, утвержденными постановлением по Году равных возможностей (№115-ПП от 17 февраля 2009 года). Адресные замены мы были вынуждены сделать в связи с тем, что в ходе подготовки к новому учебному году некоторые федеральные и городские службы выдали предписания на устранение серьезных недостатков в учреждениях образования. Для этого требовалось выполнить дополнительные ремонтные работы по восстановлению работоспособности несущих конструкций зданий и инженерных систем. В ходе работ в таких учреждениях были также обустроены входные группы, установлены пандусы и поручни, произведена замена дверей и обустроены санитарные комнаты.
Другим важным фактором, повлиявшим на изменение адресного списка, стала необходимость дооборудовать и дооснастить учреждения, где в последние годы активное развитие получила модель инклюзивного образования, предполагающая обучение детей-инвалидов при создании комфортной безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях.
Если говорить о приспособлении учреждений для нужд инвалидов в округах, то на сегодняшний день процент приспособленных учреждений колеблется от 24 до 35.
Для повышения информированности родителей об учреждениях, приспособленных для нужд инвалидов, мы разработали и разместили на сайте департамента интерактивную карту, на которой представлены все учреждения образования с указанием имеющихся приспособлений. Теперь родители могут не только наглядно увидеть расположение учреждения, но и выбрать наиболее подходящее для них учебное заведение, измерив и оценив расстояние до учреждения, разработав маршрут передвижения ребенка.
Всего в системе нашего департамента создано 344 специализированных образовательных учреждения, в которых обучаются более 37 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья.
При этом для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата как одним из наиболее сложных нарушений, часто затрудняющих самостоятельное передвижение, в системе образовании создано 83 учреждения, в которых обучаются и воспитываются 8,5 тысячи детей. Эти учреждения имеют необходимый минимальный набор приспособлений (пандусы, поручни, санузлы, отдельные учреждения оборудованы лифтами).
Вторая маломобильная категория – это более 7 тысяч детей с нарушением зрения и слуха. В 55 специализированных учреждениях детей с нарушением зрения используются звуковые системы, тактильные дорожки. В 15 специализированных учреждениях для детей с нарушением слуха имеются приспособления в виде световых сигналов и мигающих установок. В рамках реализации противопожарных мероприятий в этом году в еще 11 подобных учреждениях были установлены дополнительные световые и звуковые системы оповещения.
В целом только на модернизацию автоматической противопожарной системы, систем оповещения и системы автоматического вывода на пульт «01» для корреционных учреждений Департаментом образования было затрачено свыше 165 млн рублей.
В системе образования создано 157 учреждений дополнительного образования, в которых занимаются свыше 3 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодня приспособлено 70% учреждений этого профиля. В 2010 году планируется сделать доступными все учреждения дополнительного образования. При этом уже в 2008 году часть учреждений дополнительного образования начали использовать мобильные подъемники (ступенькоходы). В настоящее время объявлен конкурс на приобретение мобильных лестничных подъемников на сумму 125 млн рублей. Для большей мобильности дополнительно планируется приобретение переносных пандусов.
Все это позволит до конца 2009 года увеличить процент образовательных учреждений, приспособленных для детей-инвалидов с учетом приобретаемого оборудования, до 42. Однако введение новых объектов образования не увеличивает процент учреждений, приспособленных для нужд инвалидов, так как до настоящего времени строительство школ и детских садов в Москве продолжается по ранее разработанным типовым проектам и проектам повторного применения, не учитывающим интересы и права инвалидов. Причем некоторые проекты вообще не предусматривают доступ маломобильных групп населения, а в других вход обеспечен только на первый этаж.
В 2008-2009 годах было построено 146 образовательных учреждений. При этом даже так называемой входной группой, обеспечивающей инвалидам доступ на первый этаж учреждения, были оборудованы менее половины (47%) новостроек. Поэтому, едва приняв от строителей учреждения, мы вынуждены включать их в список объектов, подлежащих обустройству. Для этого приходится ежегодно изыскивать дополнительные средства на выполнение работ по обеспечению доступа инвалидов в неприспособленные учреждения – новостройки.
Решить эту проблему кардинально возможно лишь при строительстве объектов по индивидуальным или новым типовым проектам. Однако в ближайшее время строительство школ и детских садов продолжается по старым проектам, предусматривающим лишь пандусы для входа в здание. Поэтому мы еще раз обратились к строительному комплексу Москвы с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в типовые проекты школ и ДОУ для обеспечения доступа в них маломобильных граждан.
Комментарии