На российском образовательном рынке возник уникальный феномен – комплексный продукт, призванный преобразовать все школьное пространство в единую эффективно функционирующую площадку получения знаний, навыков, умений и компетенций. О том, что же такое комплексный образовательный продукт, как он влияет на учебный процесс в школах и почему в этом процессе важна каждая деталь, мы побеседуем с вице-президентом издательства «Просвещение» по коммерции и маркетингу Ириной КУЗНЕЦОВОЙ.
– Ирина Владимировна, скажите, пожалуйста, что такое комплексный образовательный продукт? Что он собой представляет? – Понятие «комплексный продукт» можно представить с разных точек зрения. Можно понимать под этим полный учебно-методический комплекс, то есть фактически учебник и весь сопутствующий ему шлейф, включая электронные издания. Мы в это понятие сейчас включаем и предметно-пространственную среду, в которую входят средства обучения и воспитания, в том числе учебное оборудование, приборы, инструменты, информационные технологии, игры, игрушки. Кроме этого, одним из основных элементов предметно-пространственной среды является мебель. – То есть вы не ограничиваетесь только созданием и формированием комплекта учебных материалов? – Нет. Речь идет о едином предметно-пространственном решении. Значительную роль здесь играют не только средства обучения и воспитания, а организация самого учебного пространства, в котором важен каждый элемент: учебные пособия, приборы и оборудование, игровое пространство и даже дизайн мебели. – Дизайн? Интересно, почему? – Все учебное пространство влияет на ученика, на его восприятие, на психологическое состояние. Качественные учебные материалы лучше воспринимаются в адекватной возрасту и образовательному процессу обстановке. Даже правильный дизайн мебели и ее расположение в помещении будут способствовать лучшему усвоению информации, повышать мотивацию и поддерживать необходимый уровень работоспособности и психологической устойчивости. – А как, на ваш взгляд, должен строиться процесс «комплектации»? Это же не просто случайно подобранные элементы школьного оборудования и учебных материалов? – Безусловно, нет. Ни о какой случайности и речи быть не может. Формирование предметно-пространственной среды образовательной организации должно учитывать образовательные, санитарные требования и требования безопасности, в первую очередь соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и быть нацелено на их максимально эффективное воплощение. Поэтому в нашем случае в формировании комплектов участвуют как методисты издательства «Просвещение», так и внешние, из различных регионов нашей страны, представители педагогического сообщества, в том числе авторы образовательных стандартов. – Комплексный продукт, который предлагает издательство, можно использовать только с участием учебно-методических линий «Просвещения»? – Нет. Существует два вида предложений: одно разработано специально под учебно-методические линии издательства «Просвещение». А другое позволяет работать с любой учебной продукцией, соответствующей ФГОС, любого издательского дома. То есть мы предоставляем школе, детскому саду все необходимое для организации учебного процесса, организуем образовательное пространство, в котором школа имеет возможность использовать учебники или пособия как нашего, так и любого другого издательского дома. Под наш комплексный продукт для дошкольного образования, к примеру, подходит любая из 12 образовательных программ. – Таким образом, он делится на два типа? – Не только. Комплексный продукт делится еще и по видам и уровням образования: на данный момент мы разработали комплекты для дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. Хотя такой продукт может и должен использоваться как в сфере общего, так и в сфере профессионального образования. – Почему? – Необходимое оборудование, приборы, мебель, используемые в учебном процессе для этих уровней образования, способствуют формированию более практико-ориентированного подхода. Но это уже другая, более сложная с точки зрения технологий, но более узкая по специализации сфера, мостик к которой нужно делать сначала в общеобразовательных учреждениях, тем самым оптимизируя учебный процесс, отстраивая его таким образом, чтобы по окончании школы дети попадали в учреждения специального образования и чувствовали себя адекватными обстановке и процессу обучения. – Что вы понимаете под «адекватными обстановке и процессу обучения»? – У нас в стране за последние годы сложилась такая практика: молодой человек при поступлении в институт фактически не использует или мало использует навыки, приобретенные в школе, и достаточно долго перестраивается под абсолютно иную систему обучения. А потом, выпустившись из вуза и устраиваясь на работу, он снова понимает, что ничего общего результаты и процесс обучения в институте и его реальные профессиональные компетенции не имеют, и начинает их заново приобретать уже на работе. Такой порочный круг необходимо разорвать. Выпускник школы должен логично и безболезненно встраиваться в систему среднего и высшего профессионального образования, а затем, по окончании учебного заведения, быть востребованным и отвечающим потребностям рынка специалистом. Сделать это нужно и можно не только путем реформирования стандартов образования, но и создавая преемственную предметно-пространственную среду. – Следуя вашей логике, такой же подход должен быть и при переходе от дошкольного к школьному образованию? – Безусловно. Но не только это. В дошкольном образовании важно еще и наличие преемственности предметно-пространственной среды дома и детского сада. Ребенок не может быстро приспосабливаться жить в двух разных реальностях – в одной обстановке дома и совершенно другой – в детском саду. Следовательно, для его адаптации необходимо иметь общие или преемственные элементы среды, игр, игрушек как дома, так и в образовательном учреждении. Потому введение комплексного продукта очень важно уже на этапе дошкольного образования. Для реализации принципа разнообразия детства очень существенной является обстановка, в которой ребенок развивается. И конечно, необходимо, чтобы после этой ступени он логично входил в школьную жизнь, а затем и в вузовскую… – Таким образом, внедрение единого комплексного продукта в школы поможет решить эту задачу? – Да. Появление полноценной учебной среды поможет добиться и качественно новых результатов образования. Кроме того, при комплектовании образовательных организаций необходимо использовать различные варианты предметно-пространственной среды, имеющей одно и то же психолого-педагогическое назначение. Говоря проще, мы должны дать возможность выбора различных моделей одного и того же продукта. Мы предлагаем каждый продукт не менее чем в трех вариантах как по дизайну, так и по стоимости, используя матричный подход: вариации по горизонтали по дизайну и вариации по вертикали по стоимости и качественным характеристикам. То есть детский сад или школа может выбрать один из трех вариантов комплексного продукта, наиболее подходящий данному учебному заведению, по разным уровням стоимости (низкому, стандартному, высокому). – А чем отличается более высокий уровень стоимости от среднего, к примеру? – И тот и другой включает в себя все необходимые элементы. Просто более дорогой вариант имеет более «продвинутые» качественные характеристики. Но это не значит, что в стандартном варианте чего-то будет недоставать. Это исключено. – А вы помогаете выбрать нужный вариант школе? – Издательство помогает детским садам и школам на всех этапах работы с продуктом, дает полное и нейтральное описание трех вариаций комплектов от разных производителей, отвечает на любые возникающие вопросы и дает консультации по подготовке необходимых документов. – Скажите, а должен ли такой продукт различаться по региональному принципу? – Разумеется. Комплексный продукт обязан отвечать этнокультурному фактору. И для каждого региона он будет свой. Это позволяет снижать как психологическую нагрузку на ребенка, так и воспитывает привязанность к родному краю, уважение к своей культуре. – Еще один вопрос, продиктованный сегодняшними реалиями: станет ли нововведение образовательного процесса – электронный учебник – частью вашего комплексного продукта? – Несомненно. Он легко впишется в это пространство. Более того, предоставит новые возможности. – Скажите, а те школы, которые уже были вами оснащены новым продуктом, наверняка давали обратную связь. Каковы были отзывы? – Конечно. Например, когда мы проводили выставку по дошкольному комплексному продукту в рамках Второго съезда работников дошкольного образования, проходившего в октябре этого года в Сочи, продукцию просили «завернуть» прямо с выставки. Это дает нам основание судить, что детские сады и школы заинтересованы в таком феномене, как единый комплексный продукт. – Да, действительно, это именно феномен для образовательной среды. Ирина Владимировна, а как бы вы обозначили тот подход, которым руководствуетесь в этом новом направлении? – Кратко я бы сказала так: это подход, при котором в школе важен каждый гвоздь, каждая указка, каждая парта. Это знаете, как театр начинается с вешалки, так и школа – это не просто место, где ребенку дают знания. Все в этом месте должно способствовать полноценному воспитанию и образованию. Ребенку должно быть комфортно, удобно, мотивировать его на продуктивную деятельность, поддерживать работоспособность и хорошее настроение. Поэтому я бы этот подход обозначила так: это подход, при котором в школе нет незначимых элементов. Важно все и, главное, вместе.
Комментарии