search
main
0

В школе нет лишних,. или Рейтинг без знака «минус»

Мы все помним и любим русские народные сказки, восхищаемся смекалкой добрых молодцев, трудолюбием, красотой и мудростью красных девиц. Все знаем, что зло – Баба-яга, Кощей – бывает побеждено. Все мы помним волшебную избушку из сказки. Кажется, что в состоянии такого доброго молодца Ивана-царевича выступала московская семья или ученик, а школа, как избушка (или волшебный терем), выбирала, кого пропустить в хоромы, а кого оставить в темном лесу. За последние пять лет многое изменилось и в жизни, и в школе. Появились стимулы, которые побуждают «избушку» поворачиваться лицом к Ивану-царевичу, а школу – лицом к ученику.

Таких внутренних и внешних факторов-стимулов сегодня много: начиная от нормативного финансирования, которое на каждого ученика получает от города школа, до системы оплаты труда в каждом конкретном школьном коллективе, где стимулируется каждый конкретный успех ребенка через зарплату учителя. Не будем о финансировании – как о принципе об этом уже много сказано.Поговорим о рейтинге школ как о стимуле личностно ориентированной работы школы с каждым.Рейтинг как инструмент (или как система ориентиров) появился в 2011 году и с 2011 года эволюционно меняется и живет. Многие, как щитом, прикрываются (или отбиваются) рейтингом от всего неудобного школе, нежелание развиваться поясняя риском упасть, потерять позиции, а каждого неудобного ученика под видом защиты рейтинга устранить из школы. Кроме того, что это антипедагогично (и тогда проверки и карающие меры как стимул должны вступать в действие), это еще и недальновидно с точки зрения управления развитием. Почему? Давайте посмотрим на рейтинг внимательно. Попробуем доказать гипотезу «каждый ребенок важен и ценен для рейтингового бала, а значит, важен и ценен для школы». Исследуем личностно ориентированные параметры рейтинга и возможность, развивая в школе каждого ученика в соответствии с его способностями, получить положительную динамику рейтинговых баллов (или рост в рейтинге).Рейтинг складывался как совокупность групп параметров, рассмотрим каждую из них. Первая группа параметров – качественное массовое образование (результаты ЕГЭ, ОГЭ, диагностик). Смотрим порядок начисления баллов – плюсуются все достойные результаты (в случае, если есть ребенок-инвалид, баллы умножаются на 2 или на 3). Никаких действий с уменьшением баллов, если у ученика результат недостаточно высокий, формула начисления баллов не предусматривает (нет в ней действия «вычесть»). А значит, никто из учеников не может быть лишним, но каждый может быть полезным при подсчете баллов по этой группе параметров. Вторая группа параметров – развитие талантов максимального количества обучающихся (результаты участия во Всероссийской олимпиаде школьников и Московской олимпиаде школьников). И вновь складываются максимальные результаты успешных выступлений (умножаются, если есть необходимость, на коэффициент детей-инвалидов). И снова нет в формуле знака «минус», не вычитаем баллы за чьи-то неудачи, а поддерживаем успех каждого.Третья группа параметров – результативность работы дошкольных групп. По формулам за каждого воспитанника, перешедшего из дошкольных групп в школу, начисляется балл. И опять видим – не появляется в формуле знак «минус». Каждый может помочь в получении рейтингового балла, но никто не может помешать.Что с особыми детьми? Они наиболее уязвимы. С ними трудно организовать работу, нелегко получить результаты, школе с ними неудобно работать. Неужели и рейтинг против них играет? Разбираемся. Специальные параметры оценивают эту работу школы в рейтинге. Четвертая группа параметров – профилактика правонарушений. За каждого обучающегося, не совершившего правонарушение, рейтинг прибавляет баллы. Причем чем «сложнее» ученик, который не совершит правонарушение, тем выше балл (рейтинг стимулирует уделять больше внимания каждому, особенно «сложному» ребенку). А может, за нарушения школа получает штраф? Снимаются баллы? Нет! И тут нет знака «минус», не вычитаются штрафы. И в этом параметре каждый может помочь школе получить баллы, ни один не может быть вредным общему делу. Пятая группа параметров – работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Баллы этого параметра начисляются, исходя из особенностей ребенка, и за ЕГЭ, ОГЭ (по одному предмету), и за диагностики. А итоговый балл всегда умножается на коэффициент. Особый характер работы – особые (повышающие) условия начисления баллов. Учет каждого значимого результата каждого ребенка в общем рейтинговом балле школы соблюдается и этим параметром. А как же те дети, кто не участвует в олимпиадах по физике, химии, учится не на одни пятерки, и 100 баллов по ЕГЭ не планирует достичь (ну или 70 баллов не планирует, хоть и напрасно)? Вот против кого играет рейтинг – может кто-то подумать… Вот где мы разоблачили его «элитный» характер… Оказывается, и для тех, кто не связывает свое будущее с наукой, высокими олимпиадными достижениями и пока не увлекся физикой, химией, есть роль.Шестая группа параметров – использование социокультурных ресурсов города в обучении плюсует к сумме баллов результативное участие в культурологических и волонтерских проектах «Музеи. Парки. Усадьбы», «Не прервется связь поколений». Учет успешных результатов, личных и командных, приносит дополнительные баллы в копилку рейтинга, а «тренировочное» участие, может быть, не самое успешное в текущем году, дает перспективу на успех на будущий год, но не снижает балла в этом. Седьмая группа параметров – развитие профессиональных умений и профессионального мастерства. Оценивается участие во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства, соревнованиях молодых профессионалов WorldSkills, юных профессионалов JuniorSkills, «Абилимпикс». Те ребята, кто умеет мастерить, те, кто на «ты» с инструментом, те, у кого золотые руки, принесут в копилку школы или колледжа свое дополнение в виде баллов рейтинга.Восьмая группа параметров – развитие массового любительского спорта. Учитывается успешное участие школьных спортивных команд в президентских состязаниях, президентских спортивных играх, соревновании «Победный мяч», участие ребят в «Белой ладье». И в этой группе параметров каждое участие может улучшить рейтинговый балл, так как прибавляются баллы за успех. И опять нет вычитания баллов за неудачу кого-то из учеников. Таким образом, формула рейтингового балла состоит из сложения успешных результатов каждого, умноженных на особый коэффициент – работу с инвалидами. И нет в ней снижения баллов за неудачи. А значит, вклад каждого ребенка в результат школы возможен, важен и ценен. Нет опасности снизить балл чьей-то неудачей, нет в формуле такого действия, как вычитание, нет такого знака, как минус. «Каждый важен и ценен» – что и требовалось доказать! Получается, что рейтинг – это не только измеритель для системы. Это стимул, внешний фактор, меняющий внутреннюю жизнь школы, заставляющий «избушку» повернуться лицом к каждому ученику, к каждой Аленушке и к каждому Иванушке. Те школы, что сумели увидеть/рассчитать это, уже увидели значение каждого ученика и повысили балл. У остальных все, видимо, впереди.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте