В системе образования сегодня происходит множество изменений. Поправки в законы, внедрение новых стандартов и технологий, реализация проектов и инновации – все это требует совершенствования системы. Каковы же результаты деятельности системы образования Юго-Восточного округа за последние годы? Большинство результатов не случайно мы сравниваем с 2010 годом, так как именно с этого года в Москве началась масштабная модернизация системы образования.
Сегодня в округе работают 104 образовательные организации, которые реализуют программы различного уровня: от дошкольного до среднего профессионального образования. Это 94 общеобразовательные школы с дошкольными отделениями, три центра дополнительного образования, центр психолого-медико-социального сопровождения, шесть организаций среднего профессионального образования. Кроме того, на территории округа есть 16 негосударственных образовательных учреждений.Важной задачей сегодня стало обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. С каждым годом увеличивается общая численность обучающихся и воспитанников, в этом году она составляет более 153 тысяч человек и увеличилась с 2010 года на 13%. С 2012 года в округе созданы 83 образовательных комплекса, в состав которых вошли 443 образовательные организации. Единый образовательный комплекс на основе реализации принципов непрерывности и преемственности образования на всех его уровнях наиболее более полно решает задачи удовлетворения запросов в качественном образовании населения.Перспектива развития системы образования – это расширение возможностей выбора образовательных услуг и программ московскими семьями. Образовательные организации округа работают над обеспечением жителей качественными дошкольными образовательными услугами. Группы полного дня в дошкольных отделениях посещают почти 44 тысячи детей.Вариативными формами дошкольного образования охвачены более четырех тысяч воспитанников в 239 группах кратковременного пребывания и 37 семейных детских садах. На сегодняшний день потребность в дошкольном образовании московских семей с детьми в возрасте от 2,5 до 7 лет удовлетворена полностью.Ежегодно увеличивается число первоклассников. Первого сентября 2014 года школы распахнули свои двери для 10,5 тысячи первоклассников, 21 школа зачислила в первые классы более 150 детей. В прошлом году по желанию родителей дети из дошкольных отделений были переведены в первый класс в своем же комплексе, что составило 33% от всех зачисленных. 15 декабря 2014 года началось зачисление на следующий учебный год. Доля переведенных детей сегодня составляет почти 60%.Перед системой стоит задача, чтобы максимальное количество родителей выбирали для обучения детей комплексы, в которых их дети посещали дошкольные отделения. Это показатель доверия со стороны родителей школам, расположенным в шаговой доступности от места проживания.Одно из приоритетных направлений развития системы образования округа – создание условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, которые рассматривают как механизм обеспечения высокого качества образования. В этом году все образовательные организации округа реализуют стандарт начального общего образования, более половины образовательных организаций по мере готовности перешли к реализации стандартов основного и среднего общего образования: 55 организаций реализуют ФГОС в 5-х классах, 43 – в 6-х классах и 43 – в 7-х классах, восемь организаций реализуют ФГОС в 10-11-х классах.Безусловно, одним из ярких индикаторов мы считаем результаты внешней экспертизы качества образования. В округе большое внимание уделяют независимой диагностике учебных достижений. В этом году добровольная запись учебных заведений на проведение независимой диагностики сочетается с обязательными процедурами в 4-х и 7-х классах. В октябре 2014 года состоялась первая обязательная диагностика качества образования по математике в 7-х классах. Завершен первый этап независимой диагностики учебных достижений учащихся по шести общеобразовательным предметам, в которых приняли участие более 30 тысяч обучающихся. Независимые диагностики помогают школьникам подойти более подготовленными к итоговой аттестации, так как, получив результаты, школы могут провести анализ и скорректировать образовательный процесс для повышения качества образования.Наиболее важный показатель качества образовательной услуги – это результаты единого государственного экзамена в 11-х классах. В Москве единый государственный экзамен проходил в обстановке исключительной строгости и открытости для общественности. Важным стало воспитание академической честности у учащихся, а воспитать честного ученика может только честный учитель: честный перед своими учениками, их родителями, перед коллегами, а главное – перед самим собой.В этом году 49 выпускников из 30 школ набрали 100 баллов. За четыре года увеличилась доля выпускников с высокими результатами, то есть набравших более 220 (на 7,3%) и 250 баллов (на 3,9%) по итогам сдачи трех предметов. Значительно (на 16%) уменьшилась доля школ, в которых нет учащихся, набравших 220 баллов по трем предметам по итогам ЕГЭ. Основная задача для образовательных организаций – это значительное увеличение доли выпускников, набирающих более 190 баллов по трем предметам, так как именно этот показатель характеризует стабильность и качество полученного образования.Всероссийская олимпиада школьников – главное событие интеллектуальной жизни высокомотивированных учеников. За последние четыре года мы отмечаем положительную динамику роста количества победителей и призеров городского этапа Всероссийской олимпиады школьников со 179 до 273 человек и Московской олимпиады со 183 до 213 человек. Участие в олимпиаде – это возможность реализации интеллектуального потенциала обучающихся. Поэтому важный показатель – увеличение количества школ, которые подготовили победителей и призеров в этом интеллектуальном соревновании. За три учебных года увеличилось количество школ округа, входящих в рейтинг 400 московских школ с высокими образовательными достижениями: 2012 год – 29 школ (10% от всех школ округа), 2013 год – 36 (27%), 2014 год – 43 (47%). По итогам 2013-2014 учебного года девять организаций стали лауреатами гранта мэра Москвы. Радует, что семь образовательных организаций округа вошли в Топ-500 рейтинга лучших школ России.В 2014 году два учащихся округа стали лауреатами гранта Правительства Москвы в сфере образования.В 2014 году впервые выпускников награждали медалью города Москвы «За особые успехи в обучении». Московская медаль – медаль особой пробы. Чтобы ее получить, выпускник должен был показать высокие результаты прежде всего внешней оценки. Медалистами в ЮВАО стали 342 выпускника. Медалью Российской Федерации «За особые успехи в учении» награждены 435 выпускников.Снижение негативных проявлений в детской и подростковой среде – хороший показатель результативности деятельности образовательных организаций округа. С 2010 по 2014 год отмечается снижение по округу: количества несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, – с 34 до 5 человек; количества обучающихся, состоящих на профилактическом учете в ОВД районов, – с 771 до 346 человек; количества обучающихся, состоящих на внутришкольном профилактическом учете, – с 1082 до 579 человек.Эта работа идет в тесном взаимодействии со всеми субъектами профилактики. Но даже при позитивной динамике этих показателей нельзя быть спокойным, пока в них остается хотя бы один ребенок. Поэтому большое значение имеют грамотная организация образовательного процесса и выстраивание работы по профилактике правонарушений. В округе созданы и работают стажировочные площадки по профилактике негативных проявлений на базе образовательных организаций, достигших наиболее успешных результатов, для транслирования опыта.Дополнительное образование детей индивидуализирует образовательный путь ребенка. Всего системой дополнительного образования охвачены около 60% обучающихся в возрасте 5-18 лет, при этом на бюджетной основе обучаются 48%. Для выявления и поддержки талантливой молодежи ежегодно в округе проводят конкурсы, фестивали, акции, слеты по разным направлениям деятельности. В 2013-2014 учебном году территориальная группа городского методического центра провела 57 творческих конкурсов по разным направлениям деятельности, в которых приняли участие более 30 тысяч учащихся, 542 обучающихся стали победителями и призерами.Необходима дальнейшая работа по развитию преемственности и интеграции содержания основного общего и дополнительного образования и увеличению охвата обучающихся дополнительным образованием в соответствии с указом Президента России до 75% от общего числа, из них 50% на бесплатной основе.Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся – первостепенная задача современной образовательной системы и важный компонент социального заказа для образования. В образовательных учреждениях округа работают 254 музея. Школьные музеи объединяют более 30 тысяч школьников и 1500 ветеранов ВОВ, локальных войн и военных конфликтов. На базе музеев созданы научные и поисковые общества, отряды и клубы. В образовательных учреждениях округа активно работают 27 военно-патриотических объединений (клубов), восемь военно-спортивных, спортивно-патриотических объединений, четыре поисковых отряда, 12 активных поисковых отрядов при военно-исторических музеях, 35 объединений (клубов) гражданско-патриотической и волонтерской направленности.Кадетские классы в общеобразовательных организациях стали одной из форм получения кадетского образования. В структуре многопрофильного комплекса это позволяет максимально охватить школьников программами патриотического воспитания. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в 2014-2015 учебном году в 11 образовательных организациях округа открыты кадетские классы.В округе проводят работу по созданию необходимых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках программы «Социальная интеграция инвалидов» в 2013 и 2014 годах на 55 объектах образовательных организаций проведены ремонтные работы на сумму 75 млн рублей. В 51 образовательном комплексе есть отделения, в которых созданы специальные условия воспитания и обучения для детей с ОВЗ посредством реализации адаптированных образовательных программ, для оказания помощи детям с проблемами речи, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и другими особенностями в развитии. На сайте окружного управления образования опубликован перечень организаций с указанием созданных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша приоритетная задача – интеграция образования, позволяющая включать детей с проблемами в развитии в среду нормально развивающихся сверстников, чтобы они могли заниматься в обычных массовых образовательных учреждениях, не чувствовали себя с юных лет оторванными, изолированными от общества. Инклюзивное образование не может быть построено в одночасье – это процесс, требующий серьезной кропотливой работы. Развитие инклюзивного образования позволяет создать условия для социализации детей с особыми потребностями. В 2014 году таких детей, включенных в образовательное пространство, в округе стало 517.Повышение профессионализма и компетентности педагогов – самое важное условие успешности образовательной организации. Ежегодно увеличивается число педагогических работников и сокращается административно-управленческий аппарат. В системе образования округа трудятся более 20 тысяч человек, из них 65% составляют педагогические работники, в том числе 6 тысяч учителей и 3,5 тысячи воспитателей. Доля работников в возрасте до 30 лет составляет 14%, а в возрасте 30-55 лет – 64,3%.Большая доля педагогов в возрасте от 30 до 55 лет, педагогов со стажем свыше 10 лет и педагогов, имеющих квалификационную категорию, свидетельствует о стабильно работающих в школах округа опытных коллективах. Однако очевидно, что необходима работа по омоложению педагогических кадров – привлечению молодых учителей и воспитателей.Личность педагога – ключевая фигура образовательного процесса. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если учителя не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Изменение инфраструктуры, развитие самостоятельности школ, использование информационных технологий вместе с ростом заработной платы делают работу учителя привлекательной и способствуют повышению ее престижа. В 2014 году по сравнению с 2010 годом средняя заработная плата учителей по округу выросла на 64%, а воспитателей – на 85%.Правительство Москвы выделяет для системы образования значительные финансовые ресурсы. Общее финансирование образовательной системы ЮВАО с 16 млрд рублей в 2010 году увеличилось до 25 млрд рублей в 2013 году.Расширяется финансовая самостоятельность образовательных организаций, создаются условия для повышения эффективности управления ресурсами. При этом финансирование образовательных организаций находится в прямой зависимости от количества обучающихся и воспитанников и не зависит от статуса образовательного учреждения. Условия для решения задач, стоящих перед системой образования, обеспечены в полном объеме государством. Вместе с тем понятно, что необходимо не только осваивать действительно огромные средства, но и отвечать за эффективность каждого вкладываемого в систему рубля.Ежегодно увеличивается общий объем вложений в совершенствование материально-технической базы: капитальный и текущий ремонты, оборудование спортивных площадок, благоустройство территорий, работы по социальной интеграции инвалидов и энергосбережению. Во всех образовательных организациях осуществляют комплекс мероприятий, направленных на создание безопасных условий обучения, воспитания, присмотра и ухода за детьми. К началу учебного года в пяти образовательных организациях произведен капитальный ремонт, в 22 зданиях – текущий ремонт, благоустроены территории 39 образовательных организаций. В 2013 году в четырех образовательных организациях округа были открыты дошкольные отделения в новых зданиях, введены в эксплуатацию здания двух школ. Отличительной особенностью новостроек этого года стало то, что все здания – часть единого образовательного пространства микрорайона. Информатизация окружной системы образования приобрела устойчивую динамику, что создает условия для перехода на новые стандарты. Интерактивные образовательные программы включают в себя электронные лаборатории и электронные учебники. В этом учебном году 28 школ округа вошли в список победителей проекта «Школа новых технологий», а три – конкурса на создание IT-классов, один учитель стал победителем конкурса «Позитивный контент». Родители обучающихся активно пользуются электронными услугами: запись в образовательные организации, кружки и секции, контроль прохода в учреждение, безналичный расчет за питание, видеонаблюдение, электронный дневник, в 2014 году впервые в округе прошли онлайн родительские собрания, и эта практика будет расширяться.Повышение информационной открытости – необходимое условие конкуренции, стимулирующей качество и эффективность образовательных услуг. В 2011-2013 годах в образовательные организации округа поставлены компьютерные классы, интерактивные доски, макбуки для учащихся и ноутбуки для учителей на сумму более 600 млн рублей. Темп жизни, динамично развивающаяся информационная среда формируют новую реальность, бросают новые вызовы и ставят перед образованием новые задачи. Для успешной реализации этих задач система образования должна быть в состоянии непрерывного обновления. Подводя итоги, мы понимаем, что в системе образования Юго-Восточного округа созданы все условия и есть большой потенциал для решения стоящих перед ней задач. Сегодня с уверенностью можно сказать о том, что в округе произошли системные изменения: повысились качество и доступность образовательных услуг. Окружная система образования стала составляющей инновационного развития столицы. Мы понимаем, что наши достижения – это огромная ответственность. Мало улучшить результат, труднее его удержать и приумножить, чтобы в каждой школе ребенок смог выбрать нужную ему программу, обеспеченную профессиональными учителями и современными технологиями. Мы живем в XXI веке и верим, что это век развития образования. Каждый человек проходит через школу. От ее порога начинается путь в большую жизнь, дорога в свою судьбу. Поэтому ни одна школа не может быть плохой, в ней каждый должен чувствовать себя счастливым – и ученик, и учитель. Это наша общая цель!Какой видит школу учитель, школьник, родитель? О чем мы мечтаем? Чего опасаемся? Каким должен быть урок, с которого не хочется уходить? Какого учителя хотят видеть рядом с собой мальчишки и девчонки? Думаю, мы должны вместе искать ответы на все эти непростые вопросы! Образовательная организация – пространство, в котором можно выразить себя, найти решение многих проблем, попробовать вместе новые пути, поделиться успехом. Сегодня есть реальная возможность влиять на то, какой будет школа и какой педагог встретит ребенка. Наступил новый, 2015 год. Давайте шагнем в него с любовью к детям, к своей профессии, к родной стране, с осознанным чувством ответственности за результаты своего труда.Любовь ОЛТАРЖЕВСКАЯ, начальник Юго-Восточного окружного управления образования
Комментарии