search
main
0

В школе формируются основы культуры здорового и безопасного образа жизни. Алина ЛЕВИТСКАЯ, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России

«Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся несет образовательное учреждение» – так говорится в 32-й статье Закона Российской Федерации «Об образовании». Закон требует безусловного выполнения, но для эффективной работы по сохранению и укреплению детского здоровья школе нужна – это очевидно – многоуровневая поддержка. Еще более сложна задача формирования у детей основ культуры здорового и безопасного образа жизни, соответствующих поведенческих стереотипов. Решение этой задачи не может осуществляться мгновенно, оно предполагает последовательную и системную работу по разным направлениям. Такая работа уже началась. Свои усилия объединяют органы исполнительной и законодательной власти, научные и общественные организации, педагогические коллективы и родители. В этом уверена директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России Алина ЛЕВИТСКАЯ.

– Значительную часть времени ребенок проводит в школе, и потому очень важно, чтобы все виды деятельности ребенка, обеспечивающие его интеллектуальное, физическое, духовно-нравственное развитие, выстраивались без потерь для его здоровья. Здоровьесберегающими технологиями в современной школе должен владеть каждый педагог. Энтузиазмом героев-одиночек многомерную глубокую работу по формированию основ культуры здорового и безопасного образа жизни в каждой школе не выстроить.

– Алина Афакоевна, что, на ваш взгляд, в массовой школе мешает этой работе?

– Факторов немало. Один из них – катастрофический объем нагрузок на детей, особенно на средней и старшей ступенях. Вдумайтесь только: старшеклассники проводят до 11 часов без движения, ученики начальной школы – более чем 5 астрономических часов в день! Такая низкая двигательная активность сопрягается еще и со стрессом! Мы ведь уже на ступени начальной школы формируем в детях установку на успешность, а это предполагает ответственное отношение ко всему, что связано с их деятельностью в школе. В итоге – психологический стресс как одна из главных причин проблем со здоровьем школьников. Учитывая отрицательное воздействие названных факторов на здоровье школьников, мы с коллегами из Института возрастной физиологии РАО и школьными педагогами работаем над тем, чтобы через новый стандарт (требования к основным образовательным программам, условиям их реализации и результатам их освоения) минимизировать влияние этих факторов.

Работая над новым поколением стандартов, мы исходим из того, что наша стратегическая задача – формирование основ культуры здорового и безопасного образа жизни и у детей, и у педагогов, и у родителей. Ребенок должен выходить из школы с укоренившимися привычками здорового образа жизни. В школе необходимо обеспечить условия для формирования основ культуры умственного и физического труда, культуры тела, культуры питания и культуры отдыха выпускника. Следует отметить, что в рамках экспериментального проекта «Школьное питание», который реализуется с 2008 года уже в 21 субъекте Российской Федерации, делается немало. В реорганизации и развитии данной системы каждый регион предлагает собственные подходы и программы. Причем не только в субъектах – участниках проекта реформируется система организации школьного питания. В 76 субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы совершенствования организации школьного питания. Очень важно, что к этой работе привлекается семья: если в семье ребенка обсуждаемым проблемам не уделяется никакого внимания, то добиться заметных результатов только усилиями школы будет сложно. Кроме того, выпускники школ также когда-то станут родителями, и от того, насколько они будут привержены принципам здорового и безопасного образа жизни, будет зависеть и состояние здоровья их детей, и состояние здоровья нашего общества в целом. Именно поэтому одно из направлений проекта «Школьное питание» – последовательная работа с родителями. Конечно, и учитель, который подчас является для ребенка большим авторитетом, чем папы и мамы, влияет личным примером на все аспекты этого сложного процесса.

Что еще должно войти в поведенческий стереотип ребенка на выходе из школы? Это, конечно, культура тела. Урок физкультуры не может быть только, условно говоря, бегом на стометровку под тиканье секундомера. Мало что изменит формальное увеличение количества этих уроков. Физическое развитие ребенка и все «зачетные показатели», достигаемые ребенком по мере его взросления, необходимо соотносить с индивидуальными особенностями каждого ребенка, состоянием его здоровья и физического развития. Педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Ведь для кого-то отжаться двадцать раз легко, а для кого-то и два раза – победа над собой. Порой комплексы неполноценности у взрослого человека своими корнями уходят в тот урок, когда он на виду у всего класса не смог подняться по канату. Поэтому очень важно, чтобы как на физкультуре, так и на других уроках учитывались индивидуальные достижения развития школьника. Для этого должны быть созданы условия, когда, например, на уроке физкультуры дети могли бы заниматься по разным программам, в разных залах. Текущие показатели их достижений должны соотноситься с теми, с которыми они пришли в школу. Урок физкультуры для ребенка должен быть уроком радости от ощущения себя в развитии: от того, что у него что-то неплохо получается. Сравнение с успехами другого ребенка, у которого другие потенциальные возможности организма, состояние здоровья и уровень физического развития, абсолютно некорректно. Все это, конечно, предполагает новые условия организации проведения урока физкультуры, гораздо большее количество игровых видов спорта. И необходимые изменения в стандарты второго поколения мы уже заложили, потому что уже сегодня задумываемся о том, какой наша школа станет завтра, к чему необходимо стремиться. Наша цель – наличие соответствующих условий, в том числе нескольких спортзалов, большее количество ставок педагогов физической культуры, которые могли бы одновременно работать в разных помещениях, на разном спортивном снаряжении. Причем, учитывая, что в прошлом учебном году в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в обычных классах обучались более 142 тысяч детей-инвалидов, а в коррекционных классах обычных школ – более 148 тысяч детей, в школах должны быть педагоги, получившие соответствующую подготовку как учителя адаптивной физкультуры. Тенденция обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных школах нарастает. В прошлом учебном году в специальных (коррекционных) учреждениях обучалось детей-инвалидов меньше, чем в общеобразовательных, – около 210 тысяч детей. И для них в учреждениях всех видов должны быть созданы все необходимые условия. Это один из важнейших аспектов государственной политики сегодня. Меры, направленные на решение вопросов обеспечения права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, планируются и реализуются в рамках мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», федеральных целевых программ. Конечно, адаптивные программы для таких детей должны быть иными, чем для детей, у которых таких ограничений по состоянию здоровья нет, но при этом дети с ограниченными возможностями здоровья обязательно должны быть включены в общую жизнь школы и класса. Спортивные соревнования при продуманной организации могут объединять детей с разными возможностями здоровья. С прошлого года мы пытаемся актуализировать идею «команда – класс», когда каждый школьный класс (или почти весь класс) представляет команду. Не все могут быть чемпионами, но школа должна дать каждому ребенку возможность участвовать в соревновании, бороться за победу, ощущать себя востребованным членом команды, почувствовать дух товарищества, лидерства, сопричастности.

– Все это предполагает серьезные изменения в нормативной базе, кадровом обеспечении…

– Изменения уже происходят, как я говорила, в стандартах второго поколения. В ближайшей перспективе это и создание единого нормативного документа, позволяющего более четко сформулировать требования к условиям обучения в школах, в том числе обеспечивающих охрану и сохранение здоровья как часть государственного образовательного стандарта. Предстоит решение проблем кадрового обеспечения и профессиональной подготовки тех, кто еще учится в вузе, и тех, кто уже работает, но нуждается в повышении квалификации. Все эти проблемы – межведомственные, в их решение включены Минобрнауки России, Мин-спорттуризм России, Минздравсоцразвития России, службы занятости.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования наш департамент выступил контент-заказчиком проекта, цель которого разработать программы предпрофильной и профильной подготовки, профессиональной ориентации для детей-выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Такие программы позволят ребятам получать образование, обеспечивающее их конкурентоспособность на рынке труда, что в свою очередь будет влиять и на востребованность таких образовательных услуг.

Еще одной важной проблемой, когда мы говорим о формировании основ культуры здорового и безопасного образа жизни в наших ребятах, является профилактика вредных привычек – табакокурения, алкогольной зависимости, наркомании. В последние годы есть позитив, снижается доля потребляющих алкогольные напитки среди молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, но увеличивается доля потребления пива, растет зависимость от энергетических напитков. Эти показатели очень тревожат, но вынуждена признать: как бы мы ни стремились к преодолению роста этих зависимостей, усилиями одной только системы образования с данной проблемой не справиться. Здесь необходимо включение разных ресурсов, в том числе и СМИ, служб практической психологии в школе.

Осенью прошлого года мы были на стажировке в Японии, и на меня произвело большое впечатление, что государственная программа, которая там сегодня реализуется в школах, называется «Сила жить». Японцы ставят перед собой задачу воспитывать в выпускниках школ силу жить. Я отметила для себя, что цели и задачи у нас почти полностью с японцами в этом смысле совпадают. Мы также хотим, чтобы наши дети, выходя из школы во взрослую жизнь, были жизнестойкими, чтобы они могли противостоять самым разным ситуациям, адекватно на них реагировать, верить в свой успех, уметь преодолевать сложности, не бояться жизненных трудностей. Система образования, может быть, более всех ответственна за то, чтобы ребенок окончил школу с показателями здоровья не хуже тех, с какими он туда пришел. А идеально – выпустился более развитым, окрепшим, сильным, с устойчивыми поведенческими стереотипами здорового и безопасного образа жизни. Со стойким жизненным иммунитетом. Это сложная многомерная государственная задача. Она сопряжена с тем, что и учитель должен быть носителем такой жизненной философии. И мы будем двигаться в этом направлении – создавать все условия для воспитания здорового, образованного, успешного, культурного человека, словом, человека, способного быть счастливым!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте