search
main
0

В школе должно вкусно пахнуть. Чтобы аппетитно было учиться

Да, видит каждый школу по-своему: учитель – с точки у доски, завуч – с точки у доски с расписанием, родитель и ученик – с точки из-за парты. У директора эта точечная орбита должна помещаться и в телескоп, и в микроскоп управления. А запах? Черта сугубо индивидуальная.

«День директора школы» не может быть «днем сурка», каждое утро приносит новые вызовы от неумолимого контролера жизни школы – времени. В Нижневартовске актовый зал школы №40 буквально был наэлектризован опытом школ разных по миссии, но одинаковых по энергетике – поиск и движение главное в их жизни. Перекресток директорских позиций, как перекресток в центре большого города: здесь и мощные внедорожники, и элегантные седаны бизнес-класса, и спецтехника, и малолитражки… Поневоле задумаешься о парадоксе «доступности и качества» образования. Что ждет в ближайшем будущем российскую школу? Сеть элитарных учреждений и образовательный «фастфуд» для тех, кто не «ориентирован на высокий уровень»? Оказывается, приоритетный национальный проект институализировал показатели успешности школы, сложившиеся за последние десять лет. Многочисленные конкурсы, площадки для определения лучших стали привлекательными для школ, добивающихся внешнего признания. Такая вот «минута славы», после которой нельзя работать в полноги.

Первыми перед собравшимися в зале директорами Ханты-Мансийского автономного округа выступали директора образовательных учреждений, победившие на конкурсе «Лучшие школы России».

Ольга Овсейчик, директор знаменитой московской гимназии №1520 имени Капцовых, считает, что без инновационного «апгрейдинга» невозможно обеспечить современное, актуальное для учеников XXI века образование. Межпредметные проекты, привлечение родителей к управлению школьной жизнью, постоянная работа, направленная на повышение мастерства педагогов, – магистральные направления для управленческого коллектива. В этой расположенной в историческом центре Москвы школе учатся дети, которые заслужили своими способностями, упорством, талантами право быть гимназистами. Поэтому учеба для них праздник. «Хотите знать, стоит ли вести в школу своего ребенка, сходите в нее на праздник», – советует Ольга Николаевна. Праздник – время и место радости, а радость, как и осетрина, не может быть «второй свежести». Она или есть, или нет. Радоваться по расписанию невозможно.

Все счастливые школы счастливы одинаково… Возможно. Но архитектура школьного счастья разная, а еще палитра, эмблемы… «Светить всегда, светить везде» – лозунг для солнца, для поэта и еще для Аллы Курбатовой, директора гимназии. Главное, этот свет ловить в линзы школьного пространства, ловить и преобразовывать. Дано – массовая школа, требуется доказать – массовая школа – хорошая школа. За время, равное возрасту выпускника, – 17 лет – гимназии подмосковного Дмитрова удалось стать образцом для многих столичных школ. 17 – ключевое число для гимназии: каждый месяц 17-го числа школа открыта для всех. Здесь вам покажут профильные классы, посвятят в тонкости индивидуальных учебных планов, продемонстрируют результаты социальных проектов и дипломы за исследовательскую деятельность.

«Хорошая школа – строгая школа», – передает микрофон, как эстафетную палочку, Алла Курбатова коллеге из Санкт-Петербурга, директору гимназии №56 Майе Пильдес. «Строгая школа – хорошая школа», – соглашается Майя Борисовна.

Красивая и удобная школьная форма, дисциплина и ответственность за качество труда… Не просто лучшая, а самая многочисленная школа – возможно, прообраз аналога сетевых гипермаркетов в образовании – гимназия Майи Борисовны Пильдес. Равные, но разнообразные возможности открывает гимназия, в которой 6 хоров. Красота обезоруживает, воспитывает, и даже тому, кто не может петь, найдется место – перелистывать ноты. Вот что важно – спеть свою ноту и стать на свое место в хоре.

Костромская коровка на эмблеме школы в футбол играет с ноутбуком в уверенных копытах, при этом весело подмигивает – «а вам слабо?» На селе школа, как солист хора, – культурный образец, единственный источник энергии. «Планка должна быть по силам». С этим высказыванием Олега Голованова, директора Караваевской школы из Костромской области, трудно не согласиться. Олег Рудольфович стал победителем конкурса «Лучшие школы России» в 2006 году. Среди многих достойных примет Караваевской школы выделяется одна особенная – треть учителей выпускники школы.

Геннадий Комар руководит Пыталовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом I и II вида. Для слабослышащих детей особое значение имеет информатизация, физические ограничения не должны мешать старту в будущее. А будущее в этой школе строят сегодня, разрабатывая проекты, под реализацию которых выделяют деньги международные фонды. Так что мышкой орудовать ребята Пыталовской школы умеют отлично, так же как и их директор – учитель ОБЖ и прогрессивно мыслящий управленец. Выбор профессии во многом определяет социальную «одежду» будущего выпускника школы.

Опытом по активной профориентации поделились и хозяева форума. Надежда Мартина, директор второй школы Нижневартовска – школы профессиональной карьеры. Профили для старшеклассников формируются на основании спроса, выявленного в ходе предпрофильной подготовки. Мобильность, востребованная сегодня на рынке, демонстрируется самой школой.

«Зачем родители школе, зачем школа родителям?!» – спрашивали Роман Волков и Сергей Казарновский на секции «Общественное управление школой». И в Рязани, и в Москве, и на территории Югры – везде этот вопрос вызывает наибольшее число восклицательных знаков после вариантов ответов. В школах родителей ждут не только на собрания и праздники, их тоже стараются сегодня учить – понимать то, чему учат их детей, при этом у них самих пробуют учиться – оценивать качество того, что получают их дети в школе. Вот такая круговая порука. «Понять, простить и не отпустить» – для общего блага строят открытые информационные коридоры и активные площадки для общения директора, именно им, первым руководителям, выпала участь стать сталкерами для родителей в сложных переходах школьной жизни.

Яркую краску из стакана идей плеснули на карту Дня директора школы созвучные друг другу – Игорь Агапов и Инна Каракчиева. Он директор зеленоградской школы, она руководитель Республиканского центра по работе с одаренными детьми из Сыктывкара. Ведущая деятельность в физико-математическом лицее-интернате для одаренных детей Республики Коми – исследовательская. Свойственную ребенку любознательность здесь направляют на пороги лабораторных и полевых испытаний. Исследования проводятся и в рамках учебных предметов, и на занятиях элективных курсов.

Исследовать, мыслить самостоятельно, учиться рефлексии – сегодня это особенно важно при наличии разнообразия программ, учебных курсов, вариантов оформления профессиональной карьеры. Преимущества «школы мышления» наглядно показал Игорь Агапов, на его мастерской учителя не внимали лекции мастера, а активно работали с текстом про ослика и медвежонка, проясняя для себя таксономию мыслительных умений Б.Блума, осваивая структуру работы с учебным текстом. Надо учить сегодня не формулам и датам, не складывать дидактические единицы бок о бок в саквояж выпускника школы, а дать возможность освоить способы получения необходимых знаний. Для такой работы учитель многое должен в себе перестроить, ведь он перестает быть единственным регистром, по которому сверяют гармоничность лада, он не единственный арбитр в вопросах своего предмета.

Каждая счастливая школа счастлива… в движении! Если сад достижений не превращается в витрины музея, если есть осознание проблем сегодняшнего дня, то «завтра обязательно будет сегодня».

В школе должен жить вкусный запах, считает Майя Пильдес, а значит, никогда нельзя чувствовать себя чересчур сытым. Ведь аппетит приходит во время еды…

Анна ХАМАРДЮК, начальник инновационно-методического отдела Управления образования города Муравленко, ЯНАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте