Мама с папой на работе, как и водится в большинстве семей. Ребенок тоже занят – учится в школе. Полдня. В младших классах еще продленка выручает, а потом? А потом начинается головная боль родителей: бесконечные звонки на мобильный, расспросы, порой допросы с привлечением свидетелей-друзей. Все мысли об одном: как бы не простудился, не подрался, не попал в беду.
Теперь это кошмарный сон родителей, лишь изредка беспокоящий. А совсем недавно – суровая реальность.Вот окончен 9-й класс, тут бы и вздохнуть родителям. Но подросток не представляет, в какой сфере лежат его интересы, и опять маме с папой ломать голову бессонными ночами. Или еще более драматичная ситуация: одиннадцатиклассник на распутье. Родители взрослых детей знают, как трудно определиться с выбором профессии, если сын или дочь к этому времени не перебрали добрую дюжину занятий, не пробовали себя в науке, творчестве, спорте.Чем занять ребенка, чтобы он не только был в целости и сохранности, но и получил толчок в своем развитии, определил его вектор, – забота думающих родителей.Чем заняться ребенку с его неуемной жаждой деятельности и кипучей творческой энергией – забота самого ребенка.До недавнего времени в наших школах для подростков существовали только два варианта внеурочных занятий: секция «хоккей-футбол» в спортивном клубе и хореографический кружок в Доме культуры. Как мать пятерых детей знаю об этом не понаслышке. Сколько сил и времени уходило на дорогу и отнималось от учебы и отдыха!Ситуация начала меняться 5 лет назад, когда наши территории вошли в состав Москвы. Волшебной музыкой зазвучали для школьников и родителей слова «дополнительное образование». В школе! В удобное время! Никуда не надо ехать, все в шаговой доступности!А что значит «всё»? Что может получить ребенок в рамках дополнительного образования?В 2016-2017 учебном году в школе №2073 свои услуги предлагают 144 научных, творческих и спортивных объединения. Степень удовлетворенности предоставляемыми услугами постоянно мониторится, выявляются интересы как детей, так и их родителей. К примеру, почему бы к шашкам-шахматам, волейболу-баскетболу, карате не добавить еще и фехтование? И в данный момент секция фехтования уже набирает желающих. Как в современных реалиях, изучая английский и немецкий, обойтись без китайского в качестве второго языка? Уже год работает научное объединение по изучению китайского, и летом на целый месяц ребята едут в Китай с целью погружения в языковую среду.Перечень творческих объединений занял бы много времени, огромное их разнообразие способствует развитию талантов детей в хореографии, вокальном и хоровом искусстве, игре на музыкальных инструментах, художественном чтении, различных видах прикладного творчества.Хотелось бы отметить очень важное, на мой взгляд, обстоятельство: появилось широкое поле для демонстрации достижений обучающихся, предоставляемое Департаментом образования Москвы. Это спортивные соревнования, конкурсы учебных проектов, научные и творческие олимпиады, которые проходят на площадках крупнейших спортивных комплексов, ведущих вузов и музеев столицы, Дворца пионеров на Воробьевых горах.В нашей школе под моим руководством работает творческое объединение «Стихи – моя стихия». Конкурсы художественного чтения у нас и раньше были традиционными, к ним ответственно готовились, их ждали как участники, так и слушатели. Но только 5 лет назад впервые победители конкурса смогли выйти за рамки школьного проекта и попробовать свои силы в окружном конкурсе чтецов. Победа нашей пятиклассницы установила планку, и на следующий год в «Эстафете искусств» Троицкого округа у нас тоже были лауреаты. Победители окружного конкурса в жанре «Художественное чтение» получили возможность участвовать в городском конкурсе чтецов, организованном Театральным институтом имени Б.Щукина, и там лауреатом первой степени с правом выступить на заключительном концерте стала ученица нашей школы Екатерина Гудкова. Особенно гордится Катя автографом Василия Ланового, председателя организационного комитета конкурса.И теперь каждый год обучающиеся школы, участники школьного творческого объединения «Стихи – моя стихия», становятся лауреатами и дипломантами престижных московских конкурсов.Количество площадок, где проходят конкурсы художественного чтения, постоянно увеличивается. Это ВТУ имени Щепкина, Школа-студия МХАТ имени Чехова, Институт русского языка имени Пушкина. Для театральных и гуманитарных вузов Москвы все конкурсанты – потенциальные студенты, и ребята чувствуют интерес и доброжелательное отношение к себе. Каждый вуз награждает победителя особой премией. В Школе-студии МХАТ десятикласснику в 2017 году был вручен Гран-при – оплаченное обучение на подготовительных курсах стоимостью в 100 тысяч рублей. В театральных институтах лауреат получает право при поступлении проходить сразу на второй тур отборочного конкурса. Победителю олимпиады искусств в Институте культуры и искусств МГПУ при поступлении в вуз прибавляются 10 баллов к полученным на ЕГЭ в школе, и льгота сохраняется на протяжении четырех лет.Значение дополнительного образования трудно переоценить. Это реальная, а не декларативная возможность для школьника заниматься наукой, спортом или творчеством, тем самым получая знания, опыт, определяя для себя сферу своих интересов и способностей и намечая направление профессионального пути.Бесценная возможность!Алла ВОЛКОВА, учитель русского языка и литературы школы №2073
Комментарии