– Изучая вопрос воспитания и развития современных девочек и мальчиков, каждый педагог и психолог отталкиваются от их первичной социализации, выясняя, где ребенок родился, кто его воспитывает, какие требования в семье, с кем ребенок любит играть. Личное участие матери и отца в воспитании девочки и мальчика позволяет обеспечивать малышу эмоциональную, социальную защиту и адаптацию, формирует ролевое поведение. Сейчас роли матери и отца в семье так четко не разграничены, как раньше. К тому же в нашем обществе многим женщинам приходиться заниматься и мужскими профессиями, а мужчинам выполнять женские функции. Желание воспитывать дочерей и сыновей как личность не должно закрывать от нас то, как важно вырастить дочерей, которые будут женщинами, и сыновей, которые будут мужчинами. В нашем стремлении к равенству полов необходимо помнить, что существуют биологические детерминанты, которые определяют социальные и психологические характеристики. Природа заложила не только половое различие между женщиной и мужчиной, это два разных вида человека, которые отличаются психофизиологически друг от друга, требуют применения различных педагогических подходов в воспитании как в детском саду, так и в семье. Отношение к ребенку как к существу без пола порождает в дальнейшем патологии эмоциональные, социальные и сексуальные. Женщины и мужчины необходимы друг другу не только для продолжения рода человеческого, но и как дополнение, помощь и поддержка. Окружающая среда требует от девочки женских, а от мальчика определенных мужских качеств. Чрезмерная фиксация на этом или попустительское отношение приводит к различным отклонениям как в детском возрасте, так и во взрослом.
Марина ПАНФИЛОВА,научный консультант Ресурсного центра «Девочки и мальчики», кандидат психологических наук, доцент:
В нашем Ресурсном центре мы не поощряем раздельное воспитание девочек и мальчиков в детских учреждениях, этим мы ограничим их опыт общения, не научим взаимодействию. Мы придерживаемся идеи совместного воспитания девочек и мальчиков в детских группах, но с учетом их личностных и гендерных особенностей. Формирование психологической грамотности, компетентности родителей – одна из наиболее важных задач нашего Ресурсного центра, при этом проявляется положительная динамика в отношении родителей к введению гендерных технологий во всех экспериментальных дошкольных учреждениях. Если в начале работы, в 2008 году, гендерный акцент в процессе воспитания они воспринимали негативно, недоверчиво (60%), то в 2009 году только 20% родителей, преимущественно родителей девочек, считали гендерные нововведения не совсем нужными для воспитания малышей, закрепляя свое отношение такими высказываниями: «Дети вырастут и сами разберутся, кто из них девочки, а кто мальчики». Но уже к марту 2010 года 98,5% родителей не только активно принимали участие во всех гендерных мероприятиях, но и стали делиться опытом, предлагать свои приемы по воспитанию девочек и мальчиков с дошкольного возраста и даже с раннего детства, в период от года до 3 лет. Мы считаем это огромным достижением, ведь это показатель будущих возможностей психолого-педагогического сотрудничества родителей и педагогов, это образец грамотного внедрения современных научно-практических достижений с учетом индивидуальных, личностных особенностей каждой семьи, каждой девочки и каждого мальчика.
Психологи, педагоги, воспитатели, родители и дети в Ресурсном центре сегодня активно помогают в разработке, апробации психологических диагностических методик, выделяют из них наиболее удачные. Новые психолого-педагогические технологии апробируют наши коллеги в дошкольных образовательных учреждениях Москвы. Результаты специальных психолого-педагогических исследований отразили внутригрупповые различия в развитии девочек и мальчиков, показали необходимость общения детей с педагогами женского и мужского пола, позволили разработать коррекционные и формирующие методики. Благодаря успехам в решении этого вопроса мы создали собственную концепцию гендерного формирования, описали приемы, принципы, цели, задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста, которые публикуем в наших методических пособиях.
Комментарии