Несколько дней назад в поселке Большие Дворы Павлово-Посадского района после ремонта открылся детский сад №24 «Колобок». Его построили в 1955-м по типовому проекту для 80 малышей, воспитанием которых занимались в четырех группах. К 15 февраля 2011 года 69 девочкам и мальчикам оставаться в родном детсаде стало опасно – у обветшавшего здания прохудилась крыша. Садик тогда срочно закрыли. На ремонт кровли и электропроводки муниципальные власти выделили 1780000 рублей. Область добавила еще 13913423. Это позволило в обновленном доме открыть еще одну группу на 25 детей и купить туда современную мебель. Министр образования правительства Московской области Лидия АНТОНОВА убеждена: ребенок должен расти не только в атмосфере любви, но и в комфортабельных условиях. Только тогда он будет счастливым!
– Лидия Николаевна, скажите, пожалуйста, какие меры принимаются в Подмосковье, для того чтобы создать детям эти самые комфортабельные условия? – На сегодняшний день очередь в садик составляет порядка 150 тысяч (с учетом того, что в этой очереди дети со дня рождения). Но например, в Дзержинском, Дубне, Долгопрудном, Климовске, Лотошине, Лыткарине, Ступинском и Шатурском районах проблема очередей в детские дошкольные учреждения уже решена.Московская область потратит в этом году 1,1 млрд рублей на то, чтобы хотя бы частично разгрузить очереди в детские сады. В общей сложности в этом году в Подмосковье намерены обеспечить местами почти 13 тысяч малышей.Целевая областная программа по развитию дошкольного образования пересмотрена в сторону увеличения финансирования. Так, 200 миллионов рублей будет направлено на разработку проектно-сметной документации для строительства 32 новых дошкольных учреждений. Это позволит сократить очередь на 4480 человек. Еще 800 миллионов рублей пойдет на модернизацию имеющихся дошкольных учреждений – часть из них расширится благодаря тому, что к ним будут пристроены дополнительные помещения. Другую часть вернут в систему дошкольного образования, а здания капитально отремонтируют. На данный момент строительство нового садика обходится в среднем в один миллион рублей на ребенка. При этом сделать пристройку обходится в 2-2,5 раза дешевле. За счет пристроек мы надеемся получить в этом году 7144 места.Программа предусматривает новые, нетрадиционные формы решения вопроса, например, развитие государственно-частного партнерства, в том числе обеспечение детей местами в негосударственных дошкольных образовательных учреждения. Будем увеличивать охват детей альтернативными формами получения дошкольного образования – это и семейные воспитательные группы, и группы кратковременного пребывания, а также группы предшкольной подготовки на базе школ и других учреждений социальной сферы.Для снижения остроты ситуации мы рассматриваем возможность выплаты компенсации тем родителям, кто не смог получить место в саду для своего ребенка, такой опыт в области есть.Всего на мероприятия программы, рассчитанной на 2012-2014 годы, направляется почти одиннадцать миллиардов рублей, в том числе более трех миллиардов уже в этом году. 44 детских сада на 5675 мест будут введены в этом году за счет областных средств, средств местных бюджетов, а также за счет привлеченных и внебюджетных средств. – Была ли в последнее время изменена система комплектования дошкольных образовательных учреждений Московской области?- В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 года №2562, порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений определяется учредителем.В каждом поселении Подмосковья существует свой порядок распределения мест в детские сады, утвержденный решением администрации муниципальных образований Московской области. Учредителями дошкольных образовательных учреждений являются органы местного самоуправления. Комплектование дошкольных образовательных учреждений осуществляется комиссиями, созданными распоряжениями муниципальных администраций. Места распределяются в порядке очередности, по возрастному принципу, с учетом льготных категорий семей.В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в первую очередь в детские сады принимаются дети льготников: военнослужащих, сотрудников УВД, судей, прокуроров и следователей, многодетных семей, инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, сотрудников органов контроля за оборотом наркотиков, неполных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.- Какие новые образовательные проекты, касающиеся дошкольных учреждений, разработаны в последнее время?- В соответствии с письмом генерального директора Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Министерством образования Московской области рассматривается предложение по пилотной апробации инициативы «Новое детство» в Подмосковье.В рамках инициативы прорабатываются различные механизмы, направленные на сокращение очередности в дошкольные образовательные учреждения, в том числе механизмы частно-государственного партнерства.Проведена рабочая встреча по обсуждению совместной реализации в регионе инициативы «Новое детство».Дошкольное образование – это первая ступень взросления. Порой малыш оказывается в стенах своего первого учебного заведения, когда ему нет и года, и он дорастает здесь до школьного возраста. Это ключевой этап в становлении личности человека. Психологи даже сформулировали такое понятие – «кризис третьего года жизни». Речь идет о периоде, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет. Он чувствует себя большим, требует соответствующего отношения и уважения, начинает бунтовать против взрослых!Именно в этом возрасте – бунтарском, переломном – малыш встречает своего первого педагога, воспитателя дошкольного образовательного учреждения.От этого первого контакта, от первого профессионального педагогического воздействия на личность юного человечка зависит то, каким он будет. Конечно, с ребенком общаются и родители, бабушки и дедушки, множество взрослых людей, но только педагог-профессионал обладает знаниями, умениями, опытом – всей совокупностью качеств, которые мы называем профессиональной компетентностью.- В Концепции дошкольного воспитания обозначены четыре основных принципа, которые стали основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России: гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования – ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи; дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада. Претворяется ли это в жизнь в детских садах Подмосковья?- Содержание образовательного процесса каждого дошкольного образовательного учреждения определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной и утверждаемой им самостоятельно. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также примерной образовательной программой дошкольного образования, которая определяет содержание обязательной части общеобразовательной программы дошкольного образования. Все дошкольные образовательные учреждения Московской области разработали и реализуют программы в соответствии с новыми требованиями.Объем финансирования программных мероприятий в 2012 году увеличен на один миллиард рублей. Из выделяемых средств 200 миллионов рублей планируется направить бюджетам 10 муниципальных образований Московской области в виде субсидий на строительство одного детского сада с бассейном по 20 миллионов рублей для каждого.- Количество дошкольников за последнее время выросло. А насколько увеличилось число первоклассников в области?- По данным федерального статистического наблюдения, численность обучающихся первых классов составляла:- в 2009 году – 62193 человека;- в 2010 году – 65766 человек;- в 2011 году – 69368 человек;- в 2012 году- 72226 человек!При этом согласно региональному закону «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московской области» величина норматива финансирования на одного первоклассника в среднем выглядит так:- в 2010 году – 38835 рублей;- в 2011 году – 61220 рублей;- с 1 января 2012 года – 72987 рублей;- с 1 сентября – 77366 рублей.Согласно региональному закону «О нормативах стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов» величина норматива стоимости предоставления муниципальных услуг в сфере образования в среднем составляет 12685 рублей.Всего норматив расходов на одного обучающегося в первых классах:- в 2010 году – 51520 рублей;- в 2011 году – 73905 рублей;- с 1 января 2012 года – 85672 рубля;- с 1 сентября – 90051 рубль.С 1 сентября 2011 года введение федерального государственного образовательного стандарта нового поколения осуществляется во всех первых классах всех муниципальных общеобразовательных учреждений с контингентом обучающихся 69911 человек.Расходы на реализацию данного направления расходования субвенции предусмотрены в бюджете Московской области на 2012 год в сумме 3168626000 рублей.В основной образовательной программе учтены дополнительные 10 часов в неделю на внеучебные занятия (спортивные, музыкальные, предметные кружки и секции) для первых классов муниципальных общеобразовательных учреждений.Законом Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московской области» предусмотрены дополнительные нормативы расходов стандартной стоимости педагогической услуги для первых классов в учреждениях, осуществляющих обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предусматривающие дополнительные 10 часов в неделю по базисному учебному плану.Согласно Федеральному закону «Об образовании» введены новые государственные образовательные стандарты для учащихся в общеобразовательных учреждениях. Учебники, изданные до 2007 года, не могут использоваться в учебном процессе.У нас есть план поэтапного обеспечения в период до 2015 года реализации государственных полномочий по обеспечению учащихся общеобразовательных учреждений в Московской области учебниками и учебными пособиями. Уже в 2011-2012 учебном году был увеличен норматив расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы с 300 рублей до 550 рублей на 1 школьника в год, в том числе на учебники – с 250 до 450 рублей. На 2012 год учебные расходы увеличены еще в 2 раза и составили 1100 рублей, в том числе расходы на учебники – 900 рублей.Вообще, я считаю, детству следует оказывать величайшее уважение. Потому что детство – это то, что мы потеряли во времени, но сохранили в себе.
Комментарии