Деклараций о личностном развитии ребенка всегда в отечественной педагогике было предостаточно. Однако ценились конкретные знания по отдельным учебным предметам, и за результатами эта пресловутая личность ребенка терялась. Неудовлетворенность качеством школьного образования и сомнение в том, что оно может стать основой для успешной профессиональной карьеры и реализации жизненных устремлений выпускников школы, выразились в конечном счете в стремлении общества и государства сформировать новую опережающую модель развития российской школы. Контуры этой модели были даны и в федеральной целевой программе развития образования, и в «Концепции модернизации российского образования», и в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», и в ряде других. По словам министра образования правительства Московской области Лидии АНТОНОВОЙ, к совершенствованию школы следует подходить только комплексно и системно. Говорить о новой системе оценивания, создавать новую систему итоговой аттестации без учета перехода к профильному обучению в старших классах невозможно. Так же как нельзя разрабатывать принципы реализации сетевого взаимодействия образовательных учреждений без создания соответствующей нормативной базы.
– Лидия Николаевна, можно ли сказать, что стандарт школьного образования второго поколения стал порождением потребности интегрировать важнейшие направления совершенствования общего среднего образования в одном комплексном научном проекте?
– Безусловно, в стандарте постарались воплотить в жизнь все наработки последних лет в области теории содержания образования, педагогической психологии, системы оценивания учебных достижений, методик отдельных учебных предметов, использования информационных и коммуникационных технологий в образовании, управления образованием. Этот проект выполнен в русле стратегии решения задач социально-экономического развития России до 2020 года, в его основе лежат результаты реализации нацпроекта и накопленный опыт инновационного развития школы.
Сфера действия стандарта второго поколения значительно расширилась. Охвачены области образовательной практики, которые одновременно с единых системных позиций никогда ранее не нормировались. Это весьма масштабная работа, имеющая комплексный, междисциплинарный характер.
Стандарт призван нормировать практически все важнейшие стороны работы школы, во многом определять весь уклад школьной жизни. Его разрабатывали и методисты, и дидакты, и психологи, и физиологи, и гигиенисты, и экономисты, и юристы. Сегодня в составе коллектива разработчиков стандарта помимо членов и сотрудников большинства институтов РАО ученые РАН, РАМП, МГУ и других вузов, региональных институтов развития образования, академий повышения квалификации.
– Как вам кажется, удастся ли благодаря его появлению повысить качество образования?
– В этом главный смысл разработки. Повысить качество, достичь новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность отечественной школы. Сегодня учебное заведение должно быть готово к решению новых социальных задач: консолидации общества, формированию российской идентичности, способности к достижению эффектов «социального лифта», выравнивания социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями. И стандарт не фиксирует состояние образования, а ориентирует его на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
– Но ведь существуют разные подходы к постановке проблемы качества?
– Что и говорить, качество образовательных результатов и качество образовательного процесса, безусловно, связаны между собой, но это не одно и то же. Качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей) еще не гарантирует качества образования в целом, так как его цели и планируемые результаты могут не соответствовать новым потребностям личности и общества.
Для оценки качества образования необходимо прежде всего выявить и согласовать требования личности, семьи, общества и государства к образовательным результатам. Сегодня под образовательными результатами понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы можно разделить на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные, или операциональные (освоенные универсальные способы деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки).
Развитию мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности соответствуют планируемые результаты образования: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты служат фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметные – инструментальных, предметные – когнитивных.
Стандарт нового поколения ориентируется не только на достижение предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности ученика, овладение им универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
– Как в регионе приживается новое поколение стандартов?
– Процесс апробации осуществлялся в соответствии с примерной программой апробации ФГОС второго поколения в Московской области на нормативно-правовом, научно-методическом, а также организационном уровнях. В ходе апробации проведены различные мероприятия, обеспечивающие научно-методическую и консультационную поддержку участников апробации в соответствии с определенными направлениями и поставленными задачами.
Апробация Федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения проводилась в Подмосковье в прошлом году с 5 мая по
10 ноября.
В образовательной системе были созданы апробационные площадки трех уровней: регионального (12), муниципального (26) и институционального (26). Основой отбора с целью учета их значимых различий в организации и содержании образовательного процесса стали соответствие уровневому статусу и разнообразие типов образовательных учреждений.
– Не могли бы вы уточнить, чем отличался каждый тип участников эксперимента?
– Региональные апробационные площадки курировали представители Министерства образования, Думы, Педагогической академии. Кстати, сотрудники кафедры начального образования Педагогической академии последипломного образования для более детального изучения вопроса создали фокус-группу. Площадки муниципального уровня вовлекли в работу методические объединения заместителей директоров городов и районов. И мы собрали опыт муниципальных общеобразовательных учреждений (гимназий, лицеев, прогимназий, школ). В апробации ФГОС второго поколения участвовали 38 городских и 26 сельских школ разнообразнейшего статуса. В состав экспертов на институциональном уровне входили учителя первых классов, медицинские работники и родители младшеклассников. Общее число экспертов по четырем направлениям апробации на региональном, муниципальном, институциональном уровнях составило 1450 человек.
Для реализации проекта была организована апробация требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Проведена апробация требований к условиям реализации и к результатам ее освоения основной образовательной программы начального образования с целью оценки эффективности реализации ФГОС общего образования в области. Также была апробирована система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по отдельным предметам.
– Какие-то особые меры для проведения эксперимента пришлось принимать?
– С целью качественного проведения апробации был осуществлен комплекс мер по подготовке специалистов общеобразовательных учреждений. Созданы региональный центр, сайт Педагогической академии последипломного образования по апробации ФГОС, проводили совещание-семинар «Особенности организации апробации ФГОС в начальной школе», читали лекции и устраивали семинары для учителей начальных классов «ФГОС второго поколения – специфика и направления реализации в практике начального образования», выявляли препятствия, проблемы, способные помешать, и искали способы их устранения. Готовились рекомендации к проведению оценки материалов ФГОС с учетом региональных особенностей образования, проводились консультации по текущим вопросам специалистов центра апробации педагогической академии, создавались материалы к организации педагогического всеобуча в школах – участниках апробации.
Представители апробационных площадок на заключительном семинаре отметили, что участие в процедуре апробации проекта стандартов было крайне полезным для профессионального роста каждого педагога. Были выявлены возможности внедрения в практику материалов ФГОС, оценена эффективность разработанных материалов ФГОС как механизмов функционирования образовательных стандартов, разработаны рекомендации по доработке и совершенствованию материалов ФГОС. И конечно же, приобретен уникальный опыт создания нового педагогического сообщества с целью внедрения ФГОС в школьную практику. Это дало возможность дальнейшего диалога по внедрению ФГОС в школьную практику с другими регионами. И привело к осознанию необходимости создания единой информационно-образовательной сети (статистика, базы и документы). Были созданы новые программы подготовки и переподготовки педагогов начальной школы с целью освоения системно-деятельностного подхода.
На основании полученных данных и экспертных оценок участники апробации сделали вывод о том, что федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения дают возможность обеспечить вариативность образования, широко применить деятельностный и компетентностный подходы для полноценного гармоничного развития личности, способной к самореализации в современном обществе.
Следующим важным этапом в работе является внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в школьную практику. Опыт педагогов, приобретенный в процессе апробации, должен быть использован на новом этапе.
Комментарии