Конкуренция российских образовательных учреждений – относительно новый для нашей страны фактор, который нередко называют в числе глобальных вызовов времени. Первый вызов – усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала, – отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Формирование конкурентной среды способно решить многие проблемы образования. Конкурентная среда стимулирует активизацию отношений школы и местного сообщества, поиск социальных партнеров, становление институтов государственно-общественного управления. Коллективы образовательных учреждений превращаются в управленческие команды, которые должны владеть принципами современного менеджмента, разрабатывать и реализовывать маркетинговые стратегии.В Москве как самом большом мегаполисе страны степень конкуренции между школами настолько высока, что возникает особая ситуация, которая, в частности, позволяет более успешным школам отбирать педагогов более высокого уровня и тем самым обеспечивать более высокий уровень образования. Таким образом, присутствует эффект положительной обратной связи между конкурентоспособностью школы и качеством образования (чем выше качество образования, тем выше конкурентоспособность; чем выше конкурентоспособность, тем больше резервов для дальнейшего повышения качества образования). Школа №1980 открылась 1 сентября 2001 года. Сегодня наша образовательная организация представляет собой большой образовательный комплекс, включающий в себя 15 школьных и дошкольных структурных подразделений, в котором обучаются свыше 4000 человек. В школе 102 класса, образовательный процесс осуществляют 250 педагогических работников. Школа является победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», она включена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», в Топ-300 лучших общеобразовательных организаций Москвы, победитель проекта «Школа новых технологий», лауреат гранта мэра Москвы в сфере образования по итогам 2014-2015 учебного года. Педагогический коллектив перешел к реализации стратегии управления качеством образования, что означает для нас создание системы менеджмента качества. Нами избраны ведущие идеи концепции всеобщего менеджмента качества и универсальные принципы стандартов ИСО 9000. Ориентируясь на международный уровень, система управления процессами в нашем комплексе осуществляется через мониторинг качества образования на основе систематического наблюдения качественных и количественных изменений определенных показателей – ключевых компетенций. Объединение нескольких учреждений в большие комплексы делает образовательную организацию конкурентоспособной, поскольку позволяет не только объединить материальные, кадровые, финансовые ресурсы, но и более эффективно и рационально их использовать и максимально полно реализовать личностно ориентированные задачи школы. Сегодняшнее развитие школы мы расцениваем как процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и структуре, вследствие которых школа приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования.Основным фактором при выборе образовательной организации сегодня является не только шаговая доступность школьного учреждения, но и его характеристики, важнейшие из которых – качество образования и условия, в которых проходит процесс обучения и воспитания. Коренным образом изменилась стратегия поведения московских школ, поскольку им необходимо выдерживать значительную конкуренцию. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая школа пытается найти собственную стратегию для достижения конкурентных преимуществ. Для дальнейшего развития образовательного учреждения мы много лет используем технологию управления школой по конечному результату. Это позволяет при ежегодном анализе результатов образовательного и воспитательного процессов четко представить пути развития образовательного учреждения по всем направлениям его деятельности. Территориально школа расположена в районе Южное Бутово – экологически чистом, комфортном для проживания, однако достаточно удаленном от учреждений культуры, спорта, здравоохранения, учебных центров и промышленных предприятий. Эти условия учитываются при определении планов и задач деятельности школы.После завершения реорганизации в 2015 году наша школа стала крупным образовательным комплексом, который кроме школы №1980 объединил еще ряд школ и детских садов. Все здания комплекса находятся достаточно близко друг от друга. Мы изучаем спрос, в соответствии с которым формируем социальный заказ. На основании социологического опроса родителей «Какое образование необходимо для вашего ребенка?» можно сделать вывод, что хорошее образование – это качественное образование в шаговой доступности; углубленное образование по ряду предметов (физика, математика, английский язык, испанский язык, немецкий язык, китайский язык, обществознание, история, литература); развивающее дополнительное образование; широкий спектр досуговых направлений воспитывающего характера.Потребность в создании крупных образовательных комплексов основана на требовании обеспечения равного доступа к качественному образованию. Неотъемлемой частью запроса на качественное образование является многообразие профильного выбора. В условиях мегаполиса шаговая доступность образовательных учреждений также определяет удобство населения в пользовании услугами системы. Различие экономических параметров и ценностных установок семей, а отсюда и стартовых возможностей детей, требует многообразия и вариативности программ образования, учитывающих в том числе и индивидуальное развитие. После завершения реорганизации у школы №1980 появилась возможность расширения выбора профилей обучения, включая открытие редких профилей, которые ранее были востребованы сравнительно небольшим числом учащихся. Сейчас на старшей ступени обучения учащиеся имеют возможность выбора следующих направленностей: гуманитарной, физико-математической, химико-биологической, социально-экономической, универсальной, художественно-эстетической. Учащимся предоставляется право изучения второго иностранного языка: немецкого, французского или китайского. В 2016-2017 учебном году планируется открытие классов с углубленным изучением математики, английского языка, биологии, химии. Многопрофильный образовательный комплекс станет более значимым и существенным потенциальным партнером для вузов, которые наиболее заинтересованы в организации совместных мероприятий, конференций, круглых столов с целью общих наработок, научных исследований, а также привлечения наиболее успешных выпускников для обучения у них.Служа базовой площадкой НИУ «Высшая школа экономики», Академии правосудия, образовательное учреждение тесно сотрудничает и с другими вузами.В нашей школе планируется дальнейшая специализация структурных подразделений, которая позволит эффективнее использовать существующие специализированные кабинеты, естественно-научные лаборатории, кабинеты психологов и логопедов, мультимедийные средства, мастерские, конференц-залы, спортзалы для разных видов спорта, хореографические залы, медиатеки.В рамках большого многопрофильного комплекса осуществляется наиболее эффективное взаимодействие педагогических работников не только в рамках учебного процесса, но и через организацию и проведение совместных мероприятий: концертов, праздников, фестивалей, конкурсов. Развитие направлений дополнительного образования позволит каждому ребенку реализовать себя в той или иной области, что повлияет на конкурентоспособность.Следует отметить, что появление больших школ приводит к объединению интеллектуального капитала. Использование успешного опыта, наработок, традиций, возможность задействовать потенциал педагогических коллективов приводит к продвижению передовых идей и повышению качества образовательных услуг. По итогам 2014-2015 учебного года 84 учащихся нашей школы стали победителями и призерами муниципального и регионального этапов Всероссийской и Московской олимпиад школьников, а в 2015-2016 учебном году только победителей муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников 114 человек, 34 учащихся являются победителями и призерами регионального этапа Всероссийской и Московской олимпиад школьников. Десятиклассница нашей школы стала призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии. 18 дипломов победителей и 1 диплом призера завоевали учащиеся школы по итогам олимпиад «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервется связь поколений» в 2015-2016 учебном году.Школа №1980 – сплоченный коллектив, состоящий из высококвалифицированных педагогов. Наши учителя активно участвуют в профессиональных форумах, конференциях, сообществах. Члены педагогического коллектива имеют общий взгляд на образовательные ценности и миссию школы. Наше образовательное учреждение по праву может считать себя современным, поскольку не ограничивается только передачей детям знаний, а развивает у них способность самостоятельно действовать, отвечать за свои поступки, принимать решения, прививает навыки к постоянной работе над собой. Педагогический коллектив школы находится в постоянном творческом поиске, овладевает и успешно использует новые педагогические технологии. Ежегодно учителя школы повышают свою квалификацию, обучаясь на различных курсах.В школе №1980 созданы все необходимые условия для организации внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования. Более 86 процентов наших учащихся посещают различные кружки и спортивные секции. В школе есть два спортивных класса, учащиеся которых занимаются хоккеем в ледовом дворце «Метеор» района Южное Бутово. Ребята также занимаются в музыкальных и художественных школах, посещают спортивные секции и различные кружки, театральные и хореографические студии.В школе активно работают 10 музеев, экскурсии в которых проходят не только для учащихся школы, но и для ветеранов Великой Отечественной войны, жителей города. Учащиеся школы – активные участники различных городских мероприятий, фестивалей, конкурсов: «Юные таланты Московии», «Бережем планету вместе», «Чтения имени Вернадского», «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Не прервется связь поколений». С огромным интересом учащиеся изучают объекты культурно-исторического наследия нашего любимого города и принимают участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы».Образование – это то, что остается после того, как ты все забыл. Человек должен выходить в жизнь с определенным набором, системой взглядов, умений, компетенций, причем самых разных: социальных, образовательных – одним словом, ключевых компетенций. Таким образом, сегодняшнее образование должно готовить человека самоопределяющегося, самообразующегося и саморазвивающегося.Сегодня теоретическая и практическая деятельность в направлении инновационного развития школ в нашей стране резко активизировалась. Поскольку инновации являются мощным конкурентным преимуществом, цель развития (как инновационного движения) школы – не только достижение, но и удержание конкурентных преимуществ.Образование по своей сути уже является инновацией. Удовлетворение образовательных и воспитательных потребностей жителей микрорайона, наших настоящих и будущих учащихся – это один из главных результатов в работе современной школы и один из главных показателей ее успешного развития.Реорганизация нашего общеобразовательного учреждения, формирование новых отношений между структурными подразделениями, расширение сети социальных партнеров, усиление качественной образовательной составляющей создают реальные возможности для конкурентоспособности школы на рынке образовательных услуг. На примере нашего учреждения мы утверждаем, что объединение школ дает исключительно положительный эффект. Происходит постепенное выравнивание качества образования в структурных подразделениях комплекса, поскольку усилия администрации и педагогического коллектива школы обращены на то, чтобы «подтянуть» более слабые учреждения, а это происходит эффективнее именно с помощью объединения. Наконец, с объединением школ появились большие возможности для реализации образовательных потребностей школьников и для реализации педагогических возможностей учителей. Происходит постепенное повышение эффективности качества образовательного процесса через расширение спектра образовательных услуг, увеличение направлений профильной подготовки. Получают дальнейшее развитие профессиональные педагогические сообщества. В целом переход в статус большого образовательного учреждения улучшает качество образования и условия труда педагогических сотрудников.Формирование многопрофильного образовательного комплекса приводит к взаимоусилению конкурентных преимуществ объединяемых образовательных учреждений для более полного и качественного удовлетворения потребностей обучающихся.Игорь СИБИЛЕВ, директор школы №1980, кандидат педагогических наук,Нина СУРАЕВА, заместитель директора школы №1980, кандидат физико-математических наук, доцент
Комментарии