Подошел к концу первый тур федерального этапа конкурса «Учитель года России» – 2021. Сегодня в Ростове-на-Дону подвели итоги тура и объявили пятнадцать лауреатов, которые продолжат борьбу за звание «Учителя года».
За плечами у педагогов уже два очных конкурсных испытания – «Методическая мастерская» и «Урок». На протяжении четырех дней лучшие учителя страны демонстрировали жюри и зрителям онлайн-трансляций со всей России свое профессиональное мастерство.
По итогам первого тура жюри выбрало 15 лауреатов. Они продолжат участие в конкурсе и пройдут еще два профессиональных испытания – «Классный час» и «Мастер-класс».
Лауреатов традиционно объявили «пятерками». Имена первых конкурсантов, прошедших во второй тур, назвала первый заместитель главного редактора «Учительской Газеты» Ирина Димова. Вторую «пятерку» огласила министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Балина. Завершил объявление результатов первого тура Андрей Милехин, директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников.
«Пятнашка» лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2021:
Карина Арсеновна КУШХОВА
Кабардино-Балкарская Республика, Майский
Учитель английского языка школы №5
28.05.1991
Педагогический стаж 5 лет
«Я родилась на Кавказе и люблю ходить в горы, – делится своими размышлениями о выборе жизненного пути Карина Арсеновна. – Смотришь на вершину, стремишься на нее взойти, поднимаешься, кажется, нет уже сил, но ты видишь, что это не самая высокая точка. Впереди еще одна, и тебе хочется покорить и ее. И этот путь от вершины к вершине показывает, что человек имеет неограниченные возможности. Школа – это привычное и родное для меня место. Моя мама – учитель с 30-летним стажем, и школьная обстановка близка мне с детства. А путь в профессию проложил мой прадедушка. Мне нравится работать с детьми, радоваться их успехам. Преподавание ассоциируется не со словом «работа», а с приятным и естественным процессом. Мое внутреннее побуждение – идти всегда рядом с учеником. Нет, не вести его за ручку, а направлять, увлекать, побуждать к познанию наук. Учитель должен быть на шаг впереди, быть ориентиром, показывать детям вершины, к которым надо стремиться. Раньше говорили, что школа – отражение общества. Но нет, школа должна идти впереди, чтобы готовить детей к будущему. Чувствую магию и силу слова. Страсть к языкам возникла из любви к родному кабардино-черкесскому языку, затем к русскому и английскому, а позже к итальянскому».
Елена Владимировна ЩУКИНА
Пермский край, Пермь
Учитель химии школы «Петролеум+»
7.04.1987
Педагогический стаж 8 лет
Ее хобби способно вогнать в ступор любого, кто плохо учил в школе химию: молекулярная кухня! Хотя это, по мнению Елены Щукиной, всего лишь наглядное подтверждение старой истины: химия, так же как и биология, наука о жизни. Но, по ее собственному признанию, она никогда не стала бы учителем, если бы не педагогическая династия (общий педагогический стаж которой составляет 146 лет). И если бы не пример ее учителя химии, который помог понять: жизнь педагога как американские горки – никогда не знаешь, чего ждать за поворотом. И это здорово, поскольку предполагает свободу действий, несмотря на существующие рамки, постоянное самообразование и самосовершенствование, постоянное прокачивание навыка взаимодействия с людьми. А ведь сначала она поступила на филологический факультет, потом целых три года преподавала физику. Словом, неисповедимы пути твои, Елена Владимировна! В общении с каждым ребенком ей важно быть рядом, а не впереди. Через химию она помогает осознать детям неразрывную связь науки и повседневности, учит наблюдать, анализировать, делать выводы.
Хава Асланбековна МАКАЕВА
Чеченская Республика, Грозный
Учитель русского языка и литературы школы №7
17.09.1992
Педагогический стаж 8 лет
Учитель должен быть разносторонне развитой личностью. Поэтому Хава Асланбековна любит читать не только художественную, но и научную литературу, блестяще играет в настольный теннис, поет, рисует. Ее педагогическое кредо вполне понятно любому: «Самый верный способ мотивировать учеников – стать достойным примером для подражания». А еще она любит размышлять о смысле жизни и судьбах всего человечества. По ее глубокому убеждению, на всех нас лежит величайшая ответственность – быть человеком, нравственно отвечающим за все, что происходит в современном мире. Человек в ответе за будущее, он созидатель всего того, что будет создаваться при нем и после него… Но при этом главным в любой деятельности, и тем более в работе педагога, должен быть принцип «Не навреди». Хава Макаева уверена: в каждом ребенке есть своя уникальность, которую педагог должен разглядеть и раскрыть. И она старается личным примером формировать у своих подопечных лучшие качества, помогает им идти к мечте, преодолевая все преграды.
Екатерина Ивановна ВЛАСОВА
Иркутская область, Шелехов
Учитель начальных классов начальной школы – детского сада №14
7.05.1982
Педагогический стаж 20 лет
Более сотни детей города Шелехова называют Екатерину Ивановну своей первой учительницей. А ведь это большая ответственность! «Работать учителем начальных классов все равно что играть в шахматы: по форме игра, по содержанию – искусство, по трудности овладения игрой – наука. Моя учительская жизнь не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Все зависит от моего хода», – утверждает она. Педагог для самых маленьких очень любит помогать детям открывать новое, полезное, удивительное и наблюдать за тем, как робкие малыши превращаются в уверенных, целеустремленных людей. Это поистине человек дела и цели. Усилия и заслуги Екатерины Ивановны отмечены наградами разных уровней – от городского Управления образования, молодежной политики и спорта и регионального Министерства образования до Министерства просвещения РФ! Любит читать, увлекается созданием видеороликов, рыбалкой, выступает режиссером и сценаристом для своих учеников. Главные ценности, которые разделяет эмпатичная и чуткая Екатерина Ивановна, – уважение и любовь к подопечным, интеллект и эрудиция, эмоциональная уравновешенность, умение почувствовать ученика, открытость, естественность, доброжелательность.
Полина Алексеевна ПЯТАКОВА
Краснодарский край, Краснодар
Учитель русского языка и литературы школы №35 имени Героя Советского Союза Евгения Костылева
20.03.1995
Педагогический стаж 4 года.
«Мне нравится, что, работая в школе, можно действительно повлиять на будущее. Великая радость, если ты можешь помочь расти и набираться знаний ребенку» – так определяет свой выбор профессии Полина Пятакова. В студенчестве Полина была руководителем студии авторской песни, членом студенческого научного общества. Сегодня важная часть ее педагогической деятельности – работа с одаренными детьми. Составила и прочитала четыре курса лекций для олимпиадников краевого уровня. Еще в школе она курирует ученическое самоуправление. Много интересных задумок уже воплощено в жизнь. Активная жизненная позиция молодого учителя – пример для ее учеников. В марте 2020 года Полина Алексеевна в составе команды школы участвовала в полуфинале Всероссийского конкурса «Учитель будущего» в Ростове-на-Дону. В апреле этого года в составе команды клуба «Учитель года Кубани» приняла участие в Чемпионате региональных учительских команд в Ульяновске.
Мария Александровна ТИМЧЕНКО
Ленинградская область, д. Агалатово
Учитель информатики и математики Агалатовского центра образования
3.12.1987
Педагогический стаж 9 лет
Мария Александровна человек экстраординарный и многогранный. Во-первых, она чемпионка Тулы по пулевой стрельбе среди студентов. Во-вторых, инициатор флешмоба в Инстаграме под названием «Бегущий пеликан» среди педагогов-«пеликанов» со всей России. В-третьих, лауреат регионального этапа конкурса «Учитель года»-2015 Тульской области, член клуба «Учитель года Тульской области» до 2017 года. В-четвертых, в университетские годы была председателем студенческого совета факультета математики, физики и информатики. В-пятых, имеет практический опыт работы с детьми с ОВЗ. В-шестых, в университетские годы играла в КВН в составе команды Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого, а ныне поет в хоре молодых учителей Ленинградской области. Мария Тимченко не представляет себя вне стен школы. «В руках учителя – наше будущее, наш двадцать первый век», – заявляет она с гордостью. Согласно ее педагогическим принципам в воспитании, как и в математике, нужна точность данных – знания о каждом ученике. «Уважение уникальной личности каждого ребенка» – вот залог преподавательского успеха по рецепту Марии Тимченко.
Элен Кареновна КОЧАРЯН
Ростовская область, Ростов-на-Дону
Учитель истории и обществознания юридической гимназии №9 имени М.М.Сперанского
12.01.1993
Педагогический стаж 5 лет
Она не просто педагог, а магистр педагогических наук! Профессиональные качества, умноженные на ответственность, стремление к самообразованию, креативность, открытость, честность и отзывчивость, помогли ей победить в конкурсе «Педагогический дебют»-2019. Но любые победы – это не более чем следствие постоянного и упорного труда на любимом поприще. Каждый день, приходя в школу, Элен Кочарян осознает, насколько все-таки она счастливый человек. И как же это прекрасно – иметь возможность прикоснуться к будущему, учить детей, учиться самой и, наконец, чувствовать свою значимость в создании нового поколения! При этом, как ни странно, конкурс «Учитель года» позволил ей посмотреть на учителя глазами ребенка. Готовясь к каждому конкурсному испытанию, она консультировалась с детьми, интересовалась, что им интересно, как бы они хотели познавать этот мир, с помощью каких инструментов можно сделать тот или иной материал более доступным и понятным, а значит – улучшить качество образования. В результате родился креативный проект «Юные юристы», который позволяет мотивировать детей изучать прошлое в настоящем.
Анастасия Викторовна ШРАМКО
Ставропольский край, Ставрополь
Учитель литературы и русского языка лицея №14 имени Героя Российской Федерации Владимира Вильевича Нургалиева
19.10.1993
Педагогический стаж 6 лет
Анастасия Викторовна старается быть в тренде – с интересом ведет свой подкаст «Из школы с любовью», который транслируют ВКонтакте, iTunes, ЯндексМузыка. А еще ютуб-канал «Из школы с любовью», который потихоньку пополняется видео, связанными с книгами, онлайн-уроками, видеорецепторами, выступлениями детей и другим творческим контентом. «Буквально полгода назад мы с детьми завели в Инстаграме аккаунт лицея @lyceum_1_4. Это моя внеурочная деятельность с командой из 15 человек. Мы не только смотрим на блогинг изнутри, но и постигаем азы журналистики», – рассказывает Анастасия Шрамко. Она убеждена, что бездарных детей не существует. Увидеть и помочь раскрыть талант – для этого нужны учителя. Анастасия Викторовна цитирует специалиста по развитию личности Робина Шарму: «Нет ничего более важного в мире, чем стать для своих детей одним из самых счастливых мгновений детства». «От нас зависит, – утверждает педагог, – каким человеком станет ребенок и какой жизнью будет жить. Как учитель я строю свою деятельность так, чтобы дать возможность ученику стать лучшей версией себя».
Дмитрий Владимирович МОРОЗОВ
Хабаровский край, Хабаровск
Учитель истории школы №38
10.02.1992
Педагогический стаж 6 лет
Один великий человек сказал: «Мир – театр, и люди в нем актеры». Другой добавил: «Что наша жизнь? Игра!» Дмитрий Владимирович разделяет оба этих утверждения. Во-первых, он, как и все его коллеги, считает, что учитель – человек со множеством предназначений, одно из которых – быть актером, организовывать для детей яркие и блистательные представления. Во-вторых, ему самому нравится играть в настольные и интеллектуальные игры, развивая у детей познавательный интерес, грамотно направляя их азарт в нужное русло саморазвития. А еще он мастер разговорного жанра, который сам для себя называет образовательным и научно-популярным стендапом. Но вот что интересно… В любой игре главное – это правила. Однако педагогическое кредо Дмитрия Морозова ставит в тупик: «Самые страшные преступления совершают не те, кто нарушает правила, а те, кто рьяно им следует». Как же так, разве тут нет явного противоречия? Оказывается, нет, ведь задача любого учителя – уметь находить выход из самых противоречивых и запутанных ситуаций, приводить систему в равновесие, если оно нарушено… и запускать ее, если она замерла в неподвижности.
Раджана Баяровна ДЫМБРЫЛОВА
Республика Бурятия, Улан-Удэ
Учитель английского языка лингвистической гимназии №3
3.06.1989
Педагогический стаж 6 лет
«Профессия учителя, на мой взгляд, одна из самых необычных, – утверждает обладательница Почетной грамоты Министерства образования и науки Республики Бурятия. – Считается, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь на самом деле дети учат нас. Благодаря моим ученикам я понимаю, куда мне двигаться дальше. С каждым новым учеником я по-новому открываю знакомые истины, ищу новые ответы на старые вопросы и развиваюсь как профессионал». Раджана Дымбрылова – выпускница Цицикарского университета переводоведения и Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова. Интерес к детям, потребность в постоянном самосовершенствовании и трудолюбие она сочетает с любовью к бегу, чтению, театральному искусству. «Дорогу осилит идущий», – уверена молодой педагог. А значит, любые трудности и препятствия конкурса ей только в радость.
Мария Вячеславовна ГОЛОВАНОВА
Республика Татарстан, Казань
Учитель английского языка гимназии №122 имени Ж.А.Зайцевой
14.08.1985
Педагогический стаж 8 лет
«Еще с детства я усвоила, что моя будущая профессия должна приносить пользу людям, – признается Мария Вячеславовна. – В нашей семье три поколения врачей, и, казалось, мой путь был предопределен. Но я выбрала другую, не менее благородную и важную профессию». В верности своего выбора учитель Голованова уверена на все сто. Для нее работа с детьми – постоянный стимул для саморазвития, творчества, поиска новых увлечений, чтобы всегда оставаться для своих учеников интересной личностью. Ведь только живой пример воспитывает детей, а не слова, пусть даже самые хорошие.
Анастасия Николаевна ИЛЬИНА
Астраханская область, с. Красный Яр
Учитель английского языка красноярской школы №1
18.09.1984
Педагогический стаж 6 лет
Ей нравится быть частью детского мира – возможно, потому что детство всегда ассоциируется с чем-то светлым и безмятежным. Поэтому, собственно, Анастасия Николаевна и решила пойти работать в школе – чтобы обеспечить своих воспитанников светлыми и добрыми воспоминаниями на всю жизнь. А еще ей приятно чувствовать, что, обучая и воспитывая ребят, она выполняет благородную и важную миссию, приносит пользу обществу. И, конечно же, в школе не соскучишься, здесь постоянная динамика: нельзя (да и не получается!) пребывать в одном состоянии, потому что вокруг кипит школьная жизнь. Праздники, уроки, творчество, учеба, экзамены, люди… И она, учитель, в эпицентре этого круговорота событий – это так здорово! «Работа в школе дает возможность постоянно учиться и совершенствоваться, каждый день я узнаю что-то новое!» – говорит Анастасия Николаевна. По секрету: в ее сумочке всегда найдутся цветные карандаши, конфеты и маленький мячик. Зачем? Пригодится! А если бы ей сказали, что есть возможность вернуться в прошлое и изменить его, Анастасия Ильина ответила бы – ей это не нужно, ведь тогда бы ее не было здесь и сейчас.
Артем Александрович БАРАТ
Москва
Учитель физики школы №1520 имени Капцовых
30.11.1982
Педагогический стаж 14 лет
Артем Александрович Барат – выпускник Московского энергетического института. Любит оперу, чтение, путешествия, краеведение. Уверен, что школа – это множество направлений роста и самосовершенствования. «Непрерывный поиск оптимального кода доступа к уму и душе каждого ребенка, с одной стороны, и последние достижения в естествознании – с другой – ежедневно ставят перед учителем новые задачи», – считает молодой физик. Он признается, что школа в момент его решения пойти преподавать была совсем не такой, как в его ученические годы: ни строгой дисциплины, ни безоговорочной веры в каждое учительское слово, ни авторитета, даваемого одним лишь статусом. Не бросить профессию помогли моменты озарения, которые теперь Артем Александрович научился дарить своим ученикам. «На самом первом уроке физики я прошу учеников записать три вопроса об окружающем мире. Наше путешествие в мир физических знаний мы начинаем с попыток ответить на эти вопросы», – говорит он. Педагог отдает себе отчет в том, что не все ученики увлекутся его предметом, но считает, что моменты озарения обязан подарить каждому.
Екатерина Сергеевна КОСТЫЛЕВА
Тюменская область, Тюмень
Учитель физики гимназии №16
27.08.1993
Педагогический стаж 8 лет
«Школа – это место, где детство встречается со взрослой жизнью, где все быстро меняется и ты видишь, как растут, духовно мужают твои воспитанники, – пишет Екатерина Сергеевна. – Это место, где ты можешь изменить жизнь одного конкретного ребенка, а может быть, в итоге даже всего человечества». Она любит путешествовать по миру, который меняет. Посетила более 30 стран и самые отдаленные города нашей необъятной Родины. Вела занятия для детей в сельской школе на Байкале, работала с проектной группой ребят в образовательном центре «Сириус», об экологических проблемах рассказывала в Варшаве на английском языке, проводила мастер-классы в ВДЦ «Океан», руководила площадкой «Занимательная физика» в Тобольске. Екатерина Костылева заместитель руководителя Центра молодежного инновационного творчества «ФабЛаб» ТюмГУ, методист городского центра «Академия профессий будущего». Много лет занималась спортивно-бальными танцами, окончила художественную школу. В прошлом комиссар педагогического отряда «Неугомонные», принимала активное участие в выездных сборах с детьми. Была участником поисковой экспедиции по местам сражений Великой Отечественной войны.
Алексей Михайлович СОКОЛОВ
Ульяновская область, Ульяновск
Учитель биологии, заместитель директора по учебно-воспитательной работе губернаторского лицея №101 имени народного учителя Российской Федерации Ю.И.Латышева
28.04.1990
Педагогический стаж 8 лет
«Постоянное развитие и личностный рост – путь к успеху» – таков девиз Алексея Соколова. С детства он знал, что будет учителем. А когда в восьмом классе появился новый предмет «Химия», то определился и с будущей педагогической специальностью – «учитель биологии и химии». За восемь лет работы занимал разные должности – учителя, директора, заместителя директора, – но понял, что только учительство дает возможность близкого общения с детьми! Алексей Михайлович открыл для себя, чем ему нравятся современные дети: они пытливые, многим интересуются, у них практически нет границ в саморазвитии, в познании. Их, как и всех, окружает безграничное количество информационной пищи, которую учителя должны помогать усваивать. Только работа в коллективе дает результат. Когда-то человечеству придется взять ответственность не только за судьбу общества, но и биосферы в целом, так как ее развитие будет определяться целенаправленной деятельностью человека. Поэтому важно, чтобы школьники учились принимать эту ответственность. Школьная жизнь привлекательна тем, что дает возможность постоянно двигаться вперед, ставить новые цели и преодолевать сложности на пути к их достижению.
Комментарии