Так называется справочное пособие для родителей, подготовленное в рамках проекта «Знание родителей о возможностях системы образования как гарантия равных стартовых возможностей для всех детей», направленное на распространение научных знаний и проведение просветительской и образовательной работы (авторы – А.Вавилова и А.Майоров). Наиболее интересен раздел пособия «Наиболее частые вопросы и ответы на них», который подготовлен на основе материалов и с согласия информационного портала экспертно-консультационного сопровождения реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» http://273-фз.рф.
– Мы хотим создать совет родителей, который будет давать свое заключение на локальные акты. Его компетенцию и порядок работы надо описывать в уставе или можно принять просто приказ заведующего? В каком порядке будут учитывать наше мнение?- Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона №273-ФЗ при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся. Вместе с тем порядок учета мнения советов обучающихся, советов родителей законодательством не определен. В связи с этим требуется урегулирование порядка учета мнения данных органов при принятии соответствующих решений на уровне локальных нормативных актов образовательной организации. Нормы, определяющие порядок учета мнения, могут быть включены в различные локальные нормативные акты организации. В принципе это может быть устав образовательной организации, однако включение подобных положений в устав нецелесообразно, поскольку данный документ наиболее затруднительно поменять в случае изменения каких-либо положений. Ст. 25 Федерального закона №273-ФЗ не требует включения подобных сведений в устав (обратим внимание, что в соответствии со ст. 26 данные органы не относятся к органам управления образовательной организацией). Более удачный вариант – включение норм в положение о дисциплинарной ответственности обучающихся и положение о порядке разработки и принятия локальных нормативных актов в организации либо в иные локальные нормативные акты образовательной организации. В этом случае возможна быстрая коррекция норм без сложной процедуры изменения устава. При этом следует отметить, что в локальных актах образовательной организации могут быть урегулированы только проблемы учета мнения данных советов (то есть отношения администрации образовательной организации – совет), но не их внутренняя организация, состав, порядок работы и принятия решений. Эти процедурные вопросы относятся к компетенции самого совета и регулируются в инициативном порядке в его собственных документах.- Возможно ли включать в родительскую плату за присмотр и уход в муниципальном дошкольном образовательном учреждении расходы на оплату коммунальных услуг? Входят ли коммунальные услуги в понятие «содержание зданий»?- Согласно ч. 2 ст. 65 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (родительскую плату), и ее размер, если иное не установлено федеральным законом. При этом согласно ч. 4 этой статьи не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Понятие «содержание здания» и, следовательно, возможный спектр расходов на содержание здания определяют на основании такого документа, как «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения. ГОСТ Р51929-2002» (утверждены постановлением Госстандарта России от 20 августа 2002 г. №307-ст). Этот ГОСТ дает следующее определение содержания здания: «…Содержание здания [сооружения, оборудования, коммуникаций, объектов жилищно-коммунального назначения]: комплекс услуг по техническому обслуживанию, уборке, диагностике, испытаниям и обследованиям здания [сооружения, оборудования, коммуникаций, объектов жилищно-коммунального назначения] и техническому надзору за его состоянием…» Исходя из этого определения, с формальной точки зрения расходы по подаче электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды в состав расходов на содержание здания не включают, а следовательно, Федеральный закон №273-ФЗ прямо не запрещает включать их в родительскую плату. Однако это не означает, что такие расходы можно включить в стоимость услуги по присмотру и уходу в полном размере. Родительская плата в своей структуре содержит суммы, предназначенные на покрытие расходов образовательной организации на уход и присмотр за ребенком, включение туда иных расходов, в том числе на реализацию образовательной программы, на содержание имущества не допускается. При этом присмотр и уход за ребенком четко определены статьей 2 Федерального закона №273-ФЗ как «комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня». Соответственно и расходы на присмотр и уход закон ограничивает расходами на реализацию этого комплекса мер (а не каких-либо иных мероприятий). При этом необходимо оценить, какие расходы должны быть включены в расходы на организацию питания, хозяйственно-бытового обслуживания, обеспечение соблюдения личной гигиены и режима дня. Такой комплекс мер для своей реализации требует в том числе и определенных коммунальных расходов. По аналогии можно рассмотреть состав затрат на услугу по реализации образовательной программы. В таком документе, как методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральным автономным учреждением услуг (выполнение работ), утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2010 г.№581, в норматив затрат на оказание единицы государственной образовательной услуги включают норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества, за исключением условно-постоянных затрат на содержание имущества, которые определяют на основе приказа Министерства экономического развития РФ от 17 апреля 2009 г. №134 «Об утверждении методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки», и учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества (а не нормативных затрат на образовательную услугу). Таким образом, если при оказании услуги по присмотру и уходу используют имущество, которое также используют и в процессе реализации образовательной программы, то расходы на содержание такого имущества учредитель учитывает при формировании субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Следовательно, часть коммунальных расходов уже включена в состав нормативных затрат на содержание имущества, а также в состав нормативных затрат на оказание образовательной услуги по программе дошкольного образования. В стоимость услуги по присмотру и уходу может быть включена только та часть коммунальных расходов, которая непосредственно связана с такой услугой и не финансируется за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания с учетом содержания имущества.- Смогу ли я выбрать детский сад для своего ребенка по своему желанию независимо от моего места жительства?- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не содержит запрета на выбор государственной или муниципальной общеобразовательной организации. Наоборот, пунктом 1 ч. 3 ст. 44 данного федерального закона родителям несовершеннолетних обучающихся предоставлено право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) организации, осуществляющие образовательную деятельность. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 67 этого закона правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. Это означает, что принимать на обучение лиц, не проживающих на территории, которая закреплена за образовательной организацией, она имеет право лишь в том случае, если после приема лиц, проживающих на этой территории, останутся свободные места. Таким образом, выбрать государственную или муниципальную организацию дошкольного образования для поступления возможно, но только в том случае, если в ней остались свободные места после приема лиц, проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.- Будет ли распространяться принцип территориальной приоритетности приема детей, как это установлено для школ, на детские сады?- Да, будет, так как дошкольное образование гарантированное, а образовательные программы дошкольного образования относятся к основным общеобразовательным программам (ч. 3 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 12 Федерального закона №273-ФЗ). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена эта образовательная организация (ч. 3 ст. 67 Федерального закона №273-ФЗ). Органы местного самоуправления должны вести учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного и иных уровней общего образования, и закреплять муниципальные образовательные организации за конкретными территориями муниципального района, городского округа (п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона №273-ФЗ). Как видно из этих положений, Федеральный закон №273-ФЗ распространяет принцип территориальной приоритетности приема граждан на обучение на все муниципальные образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы.- Кого должны проинформировать родители о выборе для своего ребенка семейного образования? Необходимо ли заключать договор о переходе на семейное образование?- При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они проживают (ч. 5 ст. 63 Федерального закона №273-ФЗ). Как правило, это орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.Федеральное законодательство не предусматривает заключения какого-либо договора о переходе на семейное образование с органом местного самоуправления или образовательной организацией. Следует отметить, что ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации (п. 2 ч. 3 ст. 44 Федерального закона №273-ФЗ).- Какую конкретно юридическую ответственность могут понести родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»?- Федеральным законодательством установлены различные виды ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся за неисполнение обязанностей по обучению и воспитанию детей. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ч. 1 ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывают штрафом в размере до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 440 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового (ст. 156 Уголовного кодекса РФ). В соответствии с Семейным кодексом РФ родители (или один их них) могут быть ограничены в родительских правах (ст. 73), а также лишены родительских прав, если они, в частности, уклоняются от выполнения своих обязанностей, злоупотребляют своими родительскими правами (ст. 69). Если родители умаляют честь и достоинство других обучающихся, работников образовательной организации, ущемляют их права, порочат деловую репутацию образовательной организации, то такие правонарушения станут основанием гражданско-правовой ответственности в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ. Гражданско-правовая ответственность родителей может возникнуть также за неисполнение договора об образовании, если вследствие этого неисполнения образовательной организации причинены убытки.- Установлен ли по новому закону максимальный возраст получения дошкольного образования?- Согласно ч. 2 ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Границы дошкольного возраста законодательно не определяются, устанавливается только начальная граница: согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона №273-ФЗ получение дошкольного образования может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Согласно п. 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Опять же возраст прекращения образовательных отношений не определяется. Таким образом, в Федеральном законе №273-ФЗ и принятом в соответствии с ним Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования определенным образом не устанавливается максимальный возраст получения дошкольного образования, однако это не означает, что ребенок может обучаться в дошкольной образовательной организации неограниченный период времени. Обучение по программе дошкольного образования ограничивается получением обязательного начального общего образования, которое согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» начинается не позднее достижения детьми возраста восьми лет. Таким образом, право на обучение по программам дошкольного образования осуществляется в возрасте до 7 лет включительно, поскольку не позднее достижения возраста восьми лет обучающийся должен начать получение начального общего образования.- Нужно ли в дошкольной образовательной организации обязательно заключать два договора с родителями (законными представителями): договор об образовании и договор о присмотре и уходе? Можно ли в одном договоре прописать все правоотношения?- Отношения между дошкольной образовательной организацией и родителями (законными представителями) воспитанника регулирует договор об образовании. Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона №273-ФЗ заключение такого договора предшествует изданию распорядительного акта о приеме в образовательную организацию. Положения Федерального закона №273-ФЗ не требуют заключения отдельного договора на обучение по программам дошкольного образования и на оказание услуг по присмотру и уходу. Также это не предусмотрено и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1014. Ст. 54 Федерального закона №273-ФЗ устанавливает только обязательные условия договора об образовании. Исходя из общих принципов гражданского законодательства допускается заключение договора, в котором содержатся элементы различных договоров (ч. 3 ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Следовательно, включение в такой договор регламентации вопросов присмотра и ухода не противоречит законодательству. При этом необходимо подчеркнуть, что плата за присмотр и уход ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться как стоимость образовательных услуг. В случае если реализацию программ дошкольного образования финансируют за счет соответствующего бюджета, то такой договор не будет относиться к договору оказания платных образовательных услуг, несмотря на наличие платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми.- Родители ребенка, посещающего детский сад, регулярно допускают просрочку оплаты за содержание ребенка, тем самым нарушают договор. Можно ли отчислить ребенка из ДОУ по новому закону об образовании за несоблюдение договора?- Нет, отчислить ребенка из дошкольной образовательной организации по причине просрочки оплаты его родителями (законными представителями) за присмотр и уход нельзя. Ст. 61 Федерального закона №273-ФЗ содержит перечень оснований, по которым могут прекращаться образовательные отношения. Несоблюдение родителями ребенка, принятого на обучение по образовательным программам дошкольного образования, договора об образовании в перечень этих оснований не входит. В данном случае нельзя применить и ч. 7 ст. 54 Федерального закона №273-ФЗ, допускающую расторжение в одностороннем порядке договора об оказании платных образовательных услуг в случае просрочки оплаты их стоимости, так как договор между родителями воспитанника и дошкольной образовательной организацией не договор об оказании платных образовательных услуг. Вместе с тем если просрочка оплаты за присмотр и уход влечет причинение убытков образовательной организации или ее учредителю, такие убытки подлежат возмещению по правилам гражданского законодательства. Иначе говоря, дошкольная образовательная организация при отсутствии доброй воли родителей по возмещению причиненных убытков вынуждена будет обратиться в суд.- Если дошкольное образование становится уровнем общего образования и вместе с тем объявляется преемственность всех уровней общего образования, означает ли это, что дошкольное образование становится обязательным?- Дошкольное образование – первый уровень общего образования, а все образовательные программы общего образования, в том числе и дошкольного, – преемственными (п. 1 ч. 4 ст. 10; ч. 1 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Вместе с тем в ст. 64 закона, озаглавленной «Дошкольное образование», ничего не говорится о его обязательности. Согласно ч. 5 ст. 66 рассматриваемого федерального закона обязательные уровни образования – начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Такого требования в отношении дошкольного образования не предусмотрено. Следовательно, дошкольное образование не обязательный уровень образования, необходимый для освоения образовательных программ последующих уровней общего образования.
Комментарии