search
main
0

В российских школах предлагают возродить курс домоводства

Председатель Ассоциации производителей детских товаров, работ и услуг Михаил Ветров предложил возродить курс домоводства в российских школах. Соответствующее обращение он направил министру просвещения РФ Сергею Кравцову.

Ветров напомнил, что советская школа в период своего расцвета была образцом обучения детей во всем мире, и в рамках школьной программы ребята не только постигали науки, но и получали практические умения.

По мнению главы ассоциации, в российских школах уроки домоводства незаслуженно забыты, несмотря на их практическую пользу. Михаил Ветров считает, что дети должны получать реальные навыки уборки жилых помещений, ухода за домашними питомцами и комнатными растениями, мелкого бытового ремонта, заготовки домашних консервов, сбора даров природы, создания приусадебных хозяйств.

Инициативу обсуждают наши эксперты и читатели.

 

Александр ГЛОЗМАН, учитель года России-1997, заслуженный учитель РФ, директор школы №1412 Москвы:

– Начиная с 90‑х в учебный план школы включены уроки технологии. Этот предмет стал одним из базовых для формирования у обучающихся политехнических знаний и технологической культуры, элементарных знаний и умений, в том числе по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи. Программа предусматривает изучение технологий ведения дома, оформления интерьера, ремонта помещений, способов кулинарной обработки пищевых продуктов и так далее. Важно, что не менее 70% учебного времени отводится на выполнение практических работ. Таким образом, ребята получают опыт практической деятельности, который могут применить при решении реальных задач в жизни.

Базовое содержание предмета учитывает традиции советской школы, при этом введены новые темы и разделы, отражающие современное развитие техники и технологии: системы контроля и управления «Умный дом», разработка интерьера дома с помощью компьютерных программ 3D-моделирования, технологии сити-фермерства и т. д.

Современный курс технологии построен по модульному принципу, который предполагает освоение логически завершенных содержательных блоков, в том числе таких, как компьютерная графика и черчение, 3D-моделирование и прототипирование, аддитивные технологии, робототехника, технологии электротехники и электроники, агро- и биотехнологии, технологии обработки материалов и пищевых продуктов. Именно такой подход позволяет сформировать у школьников представление о современном производстве и подготовить их к осознанному профессиональному самоопределению.

 

Михаил РАКИТИН, учитель технологии школы №43, Тверь:

– Ранее основные темы домоводства и сельского хозяйства изучались в курсе технологии, некоторые УМК рассматривали их достаточно подробно. Теперь в написании программ по этому предмету есть один нюанс. Дело в том, что в прошлые времена на изучение этих тем выделялись определенные часы, то есть как ни крути, а надо изучать. Но сейчас все эти вопросы входят в отдельный модуль программы «Сельскохозяйственные технологии». А он является вариативным! То есть учитель может его выбрать, а может и не выбрать. Как правило, люди его не выбирают.

В результате этот модуль берут только сельские школы, а городские выбирают что-нибудь другое типа робототехники и данные темы не изучают. Мол, мы робототехнику хоть как-то проведем, в крайнем случае детям видео поставим, а вот сельскохозяйственные технологии нам никак нельзя, тем более что и приусадебного участка у нас нет.

Помимо этого некоторые школы халатно относятся к проведению уроков технологии, вплоть до ее замены в учебном плане информатикой или другими, более нужными, по их мнению, предметами. Как результат – у обучающихся нет представления не только о сельскохозяйственных технологиях, но и об элементарных понятиях техники и современном производстве.

 

Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:

– Идея хорошая, в наше время так много неприспособленных к выполнению домашних дел и среди мужчин, и среди женщин. Кстати, в ходе опроса родителей Пермского края 74% мам и пап высказались за введение домоводства в школе. Другое дело – учебные планы и так перегружены. Может, стоит как вариант пересмотреть программу предмета «Технология» с учетом запросов семей школьников. Как показывает практика работы наших школ, данную проблему также можно решать через мамины и папины субботы. Это когда родители-добровольцы ведут мастер-классы для детско-родительского сообщества. Участвуют в этом и бабушки. Главное, чтобы в образовательном учреждении были созданы соответствующие условия.

 

Надежда ЗЮЗИНА, учитель начальных классов центра образования №8 имени Героя Советского Союза Л.П.Тихмянова, Тула:

– Инициатива, предложенная Михаилом Ветровым, сегодня актуальна. За все, чему я научилась и что использую для ведения хозяйства дома, я благодарна своей маме и учительнице труда в школе. До сих пор вспоминаю первый бисквит, первый сваренный бульон… Сейчас я могу сшить по выкройкам из журналов любую вещь. И все это благодаря практическим занятиям на уроках труда. Мы устраивали выставки и показы своих сшитых работ: фартуков, юбок разных моделей. И готовили, конечно. А какими счастливыми были наши мальчишки, когда, смастерив свои табуреты, бежали к нам в кабинет домоводства и снимали пробу с приготовленных нами блюд!

Именно в школьном возрасте, когда есть огромная мотивация подражать взрослым, надо закладывать первые бытовые навыки, учить простым действиям, которые обязательно пригодятся в жизни.

 

Василиса КИСЕЛЕВА, директор средней школы №83 имени генерала В.И.Орлова, Ульяновск:

– Сегодня в школе вся деятельность направлена на формирование практических умений, подготовку учащихся к взрослой жизни: функциональная, финансовая, читательская грамотность и т. д.

Внесены поправки в законодательство, которые разрешают привлекать учащихся к общественно полезному труду. Эти изменения как раз направлены на формирование тех умений, без которых взрослому не обойтись.

Как ни крути, основной составляющей взрослой, я бы даже сказала семейной, жизни является быт. Если взять учеников сельских школ, бытовые навыки у них сформированы намного лучше, чем у городских сверстников. Поэтому мне кажется, что к вопросу возрождения курса домоводства стоит подойти точечно, исходя из потребностей и запросов конкретной организации.

 

Ксения СЕДОВА, учитель начальных классов школы «Фоксфорд», магистр Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета:

– Согласна с инициативой. Навыки домоводства утеряны. Например, ребенок оканчивает школу, поступает в колледж или университет, уезжает от семьи в другой город и начинает самостоятельную жизнь. Есть данные, что большинство детей не могут нормально продолжать учебу, потому что не могут себя обслуживать. Не умеют варить, не умеют ухаживать за одеждой, не умеют наводить порядок. А многие считают, что это и не надо уметь. И потом, когда создают семьи, сталкиваются с серьезными проблемами, потому что не могут и за ребенком ухаживать, и семейный уклад сохранить.

 

Татьяна МИХАЙЛОВА, мама семиклассницы, Великий Новгород:

– Когда у моей дочери начались уроки технологии, я купила швейную машинку – помнила собственные уроки труда в конце 1980‑х, на которых мы шили вручную и на машинках, готовили на трех кухонных плитах, которые стояли в кабинете домоводства, а на дом нам задавали консервировать овощи вместе с мамами. И я очень удивилась, когда узнала, что в современной программе по технологии для девочек нет пошива одежды, хотя есть при этом раздел «Декоративная косметика». То есть будущих женщин учат, как казаться красивыми, но не рассказывают, как суп сварить. Отсюда и разводы в молодых семьях! Возрождать домоводство, несомненно, нужно.

Уход за домашними животными и комнатными растениями – это все-таки гораздо ранее было в школьной программе, предполагаю, что где-то в 1930‑1940‑х годах. Тогда в школах СССР существовали уголки живой природы. А вот приусадебные хозяйства, точнее грядки, где ребята под руководством учителя выращивают овощи, которые потом отправляются в школьную столовую, –  такая практика существует и сейчас при некоторых сельских школах.

Все эти хорошие начинания будут упираться в финансирование. Нужно будет закупать швейные машинки для девочек, станки для мальчиков. Приусадебные хозяйства вряд ли возможно устроить в городских школах. Словом, необходимо, как мне кажется, более детально продумать школьную программу по домоводству, возможно, варьировать ее.

 

Ольга СЕМЕНИХИНА, мама двоих школьников, Воронежская область:

– Как только речь заходит о новых уроках, которые различные деятели и чиновники предлагают ввести в школах, мне становится не по себе, сразу думаю: бедные дети! Как и когда они будут все успевать?! Новые занятия появляются не вместо чего-то, а плюсом ко всему остальному, и дети просто не успевают все это освоить. Отсюда и постоянный стресс, и слезы, заниженная самооценка. А уж если говорить об уроках домоводства, то они есть в наших школах. И на швейных машинках девочки учатся работать, и готовят тоже, даже блинчики пекут на уроках. Что еще возрождать, какие спецкурсы придумывать и зачем?

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте