Ассоциация составителей рейтингов и Рейтинговое агентство RAEX при поддержке Российского Союза ректоров и содействии Минобрнауки России впервые представили пилотный проект – локальные рейтинги российских вузов.
Как сообщается на сайте Рейтингового агентства, исследователи провели независимую оценку деятельности различных вузов, в том числе направленных на подготовку узких специалистов. При составлении рейтинга учитывали реализацию образовательного и научного потенциала в учебном заведении. Также принималось во внимание влияние на социальную среду. Рейтинги сформировали для каждого федерального округа, в них включили 327 высших учебных заведений из 79 регионов страны.
В лонг-лист вошли все российские вузы, кроме учреждений с особой спецификой – со специализацией в области культуры, искусства, спорта, религии, подготовки кадров для силовых структур. Затем из списка исключили малые вузы, где на очной форме обучаются менее 100 студентов, и лидеров, которые вошли в текущем году в Московский международный рейтинг «Три миссии университета» или в рейтинг лучших российских вузов RAEX-100.
В основе локальных рейтингов – методология, которая значительно отличается от той, что используют при составлении глобальных и национальных списков. Здесь используют объективные сведения из независимых источников, не применяют традиционное анкетирование вузов и онлайн-опросы. Особое внимание при составлении локальных списков уделят показателям, которые отражают условия подготовки квалифицированных специалистов и значимость вуза в регионе. Также для формирования локальных рейтингов снизили важность тех показателей, которые в числе первых в глобальных рейтингах. Так, научные публикации и цитирование имеют вес всего 12%, а вес международных показателей – доля иностранных студентов, программ двух дипломов вообще равен нулю.
В локальных рейтингах использовали три группы показателей: «Образование» с весом 45%, «Наука» с весом 25%) и «Общество» с весом 30%. Согласно первому в вузе оценивают качество подготовки студентов, обеспеченность вуза кадрами, конкурентоспособность магистратуры, многообразие образовательных программ, финансирование, результаты выступления студентов на российских олимпиадах.
Показатели группы «Наука» отражают общий и удельный бюджет вуза, предназначенный для исследований, масштаб подготовки кадров высшей квалификации, число защищенных диссертаций, показатели публикаций и их цитирования, согласно базам Web of Science, RSCI и РИНЦ.
При оценке общественной значимости вузов учитывали его вклад в подготовку кадров для региона, долю студентов, которые обучаются по целевым направлениям, участие вуза в сетевых формах обучения, долю первокурсников из других регионов, реализацию дополнительных программ, долю внебюджетного финансирования, частоту упоминаний учебного заведения в СМИ, аудиторию его сайта и аудиторию в соцсетях, а также спортивные достижения.
Результаты локальных рейтингов свидетельствуют о высокой конкурентоспособности медицинского образования в стране. Медицинское образование, показывает высокую востребованность на рынке труда.
Кроме того, сильные позиции демонстрируют узкоспециализированные вузы. Они высоко конкурентоспособны в выбранных направлениях. Это, например, Университет «Иннополис» (Татарстан), Алферовский университет (Санкт-Петербург), Российская экономическая школа, Дипломатическая академия МИД России, Российская государственная академия интеллектуальной собственности (Москва).
Комментарии