В России представили рейтинг регионов по уровню соответствия среднего профессионального образования потребностям экономики.
В ходе конференции в МИА «Россия сегодня» стало известно, какие регионы страны лидируют по адаптации системы СПО к требованиям экономического развития. Об этом сообщает РИА Новости.
О рейтинге
Сведения об этом появились благодаря проведению специалистами Самарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) масштабного исследования. Его итоги показывают, как СПО ориентировано на запросы региональных рынков труда.
По словам директора Самарского филиала РАНХиГС Виктории Прудниковой, немногим больше половины регионов занимают позиции выше среднего уровня – там видят актуальность данной проблемы.
Эксперты составили список из 4 групп с разными показателями экономического развития: высокоразвитые, развитые, среднеразвитые и менее развитые. В каждой группе регионы оценили по разным критериям: во внимание принимали востребованность выпускников на рынке труда, условия обучения, квалификацию педагогов, оперативность реакции системы СПО на современные запросы экономики. Во всех регионах эти показатели неравномерны.
В настоящее время специалисты намерены использовать рейтинг для улучшения ситуации. Как отметила директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследования РАНХиГС при Президенте РФ Татьяна Клячко, в последние годы СПО стало очень востребованным среди молодежи: в 2020 году в колледжах впервые показатели приема абитуриентов стали выше, чем в вузах.
Итоги рейтинга
По итогам рейтинга «нетипичное» лидерство отмечено у Тамбовской области: у этого региона выявлены максимальные значения в группе среднеразвитых регионов. По словам представителей системы СПО области, изменять среднее профобразование там начали 12 лет назад.
По словам заместителя начальника управления образования и науки Тамбовской области Ларисы Голубевой, в регионе проанализировали ключевые экономические отрасли и создали 6 кластеров в промышленности, сфере ИТ-технологий, в соцсфере и сельском хозяйстве. В фокусе внимания оказались запросы работодателей. Кластерам дали полномочия оценивать качество образования и создавать инфраструктуру. Так работодателей «приблизили» к организациям СПО.
Также методом «синхронизировать» колледжи с работодателями поделились эксперты в Самарской области. Там содержание профобразования стали формировать в соответствии с запросами предприятий. Для выявления их потребностей создали Региональный центр трудовых ресурсов, разработчика и оператора системы «Кадры Самарской области». В системе предприятия, колледжи, техникумы, школы вузы, студенты и выпускники имеют свои личные кабинеты.
В выделенных группах эксперты определили лидеров. В группе высокоразвитых регионов первые позиции заняли Москва и Подмосковье, Республика Коми, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Саха. Среди развитых наиболее высокие показатели продемонстрировали системы СПО в Новгородской, Тюменской, Белгородской, Кемеровской, Самарской, Вологодской, Свердловской и Томской областях, в Красноярском крае и Татарстане. В группе среднеразвитых регионов лучший уровень развития СПО выявили в Тамбовской и Оренбургской областях, Хабаровском крае, Республике Марий Эл и Хакасии, Смоленской области, Чувашии, Мордовии, Алтайском крае, Брянской области. В менее развитых лидируют Республика Алтай и Забайкальский край.
Эксперты дали рекомендации органам управления образованием.
Для совершенствования системы СПО необходимо большое число данных. Составленный рейтинг уникален, поскольку за последние 15 лет подобных исследований не проводилось.
Комментарии