Страшно подумать, но классно-урочная система, которую Ян Амос Коменский ввел в практику образования почти 400 лет назад, уже не столь актуальна. Четыреста лет учитель входил в класс и начинался урок, который все эти годы проходил по одному и тому же сценарию: проверка домашнего задания, затем объяснение новой темы. Но вот появился в нашей жизни компьютер, и – революция свершилась! Поток информации в современном мире оказался настолько стремителен, что (как сокрушалась Алиса в Зазеркалье) приходится «бежать со всех ног, чтобы только оставаться на том же месте». А уж чтобы двигаться вперед…
Это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. В старой системе есть огромный плюс, от которого нет ни малейшего смысла отказываться. Психологи называют его эмоциональной составляющей. Учитель в классе – прежде всего личность, со своей жизненной позицией и профессиональной философией. Учитель в классе – человек, а в наших школах чаще всего это женщина, подчас даже мама, которая кого-то погладит по голове, кого-то похвалит, кого-то пожурит, а иногда и отругает. Она живая, эмоциональная: грустная, веселая, энергичная, трепетная, сердитая, ласковая. Она разная, но главное она полна жизни! Компьютер – мертвое железо. Учитель вне сомнения останется в образовательном процессе, но его роль, повторяем, кардинально меняется. Однако и у электронного обучения своя сильная сторона, причем немалая. И это прежде всего индивидуализация. На обычном уроке учитель объясняет новый материал всем одновременно. Понял конкретный Вася (или Танечка) в этот момент что-нибудь или нет, выяснится завтра на проверке домашнего задания. И если не понял, получит двойку и пусть пеняет на себя. Детей в классе много, на каждого времени не хватает. Совершенно иная ситуация происходит при электронной форме обучения, где учитель контактирует непосредственно только с Васей. Кстати, моделей смешанного обучения уже в сегодняшней нашей практике существует немало. Но наибольшую популярность приобрел за прошедший учебный год так называемый перевернутый класс.
Только не надо думать, что здесь есть что-то общее с перевернутыми столами и стульями в школьном классе. Перевернутым здесь становится сам процесс обучения. Не только учитель добывает знания, чтобы механически передать ученику. В том-то всё и дело! Это сам Вася добывает знания, находясь у себя дома перед компьютером, прибегая к помощи учителя и различных компьютерных учебных программ. Вася учится у себя дома. Хочет, прервется на полчаса, чтобы отдохнуть. Хочет, вернется снова и снова, чтобы усвоить прочитанное. Усвоил, идет в своем познании дальше. А когда он придет в класс, его учитель будет занят на уроке проверкой домашнего задания. И непременно поможет Васе, если тот что-то не смог усвоить сам. А если Вася плохой ученик? Если он «немотивированный», не заинтересован в добывании знаний самостоятельно? Вот тут и нужны хорошие педагогические качества, то есть качества учителя как воспитателя, задача которого при смешанном обучении состоит в том, чтобы мотивировать, затачивать и вдохновлять на учебу, организовывать процесс и ни в коем случае не дать сойти с дистанции! Вот такой становится роль современного учителя! Он подвигает детей к тому, чтобы они стали самостоятельными добытчиками знаний. Он выстраивает с каждым учеником траекторию его индивидуального образования. А еще учитель, разумеется, контролирует, консультирует и направляет. По-другому планирует урок, по-другому оценивает детей. Планирование – вообще ключевой момент в деятельности учителя при смешанном обучении, в отличие от традиционного, в котором оно недооценивается. Деятельность учителя складывается прежде всего из планирования, непосредственной работы в классе и оценивания детских достижений. При смешанном обучении он должен четко сформулировать ожидаемые результаты и сразу же продумать, как он будет проверять достижения учеников. И процесс пойдет, только когда эта связка существует.
Возможен вопрос, готовы ли наши школы, особенно сельские, к дистанционному обучению детей? Ведь во многих из них даже туалеты до сих пор на улице. Это и в самом деле так. Но, как утверждают в Минобрнауки России, сегодня в стране нет школы, в которой не был бы проведен интернет. Другое дело, готовы ли наши учителя работать по-новому, современному? На подготовку урока с использованием новых моделей уходит значительно больше времени, чем к традиционному. Однако, как показала практика прошедшего года, результаты новых уроков при грамотном педагогическом планировании выше. Если ребенок сам добывает знания, он и запоминает лучше, и заинтересован больше. Новое всегда интереснее открывать самому! Однако, увы! Работать по-новому сегодня готовы лишь очень немногие российские педагоги. «Это не вопрос техники, это вопрос педагогики», – не раз звучало на конференции. А раз так, то тут вывод может быть только один: надо растить учителей нового поколения, нового типа мышления и новых методов работы. Значит, педагогическим университетам, как говорится, и карты в руки. Ведь это их задача: учить учителей.
И еще один вопрос тесно связан с новыми передовыми формами обучения детей: учебники. Современный учебник тоже должен стать иным. Ему предстоит взять на себя роль навигатора, задача которого показывать, куда плыть в безбрежном океане знаний. Новому учебнику предстоит служить не обыкновенному потребителю, а вдумчивому управленцу собственного образования.
Главный вывод, который был сделан на конференции, где участники обсуждали, каким становится образование во время прорыва, таков: смешанное обучение – это на сегодня ведущая технология и будущее российских школ.
Итак, вперед, в перевернутый класс!
Фото Ольги Максимович
Комментарии