search
main
0

В России может появиться единая директорская ассоциация

Министр просвещения Сергей Кравцов в ходе встречи с победителями конкурсов профессионального мастерства поддержал идею создания Ассоциации директоров школ. По его словам, она станет площадкой для обмена мнениями управленцев в системе образования и позволит усилить их взаимодействие с министерством. Создать ассоциацию предложил победитель Всероссийского конкурса «Директор года России»-2022 Павел Терехов. «Сегодня это крайне необходимо. Директора отвечают за то, что происходит в школе, несут персональную ответственность. Мы обсуждаем с учителями решения о единых образовательных программах, о внеурочных занятиях «Разговоры о важном», церемониях поднятия государственного флага и исполнения государственного гимна. Но реализация этих задач во многом ложится на директоров», – сказал Сергей Кравцов.

Инициативу обсуждают наши эксперты и читатели.

 

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Профессиональные объединения руководителей образовательных организаций – весьма востребованный формат. Отличие данной инициативы в усилении взаимодействия директоров школ с министерством. Наиболее актуальные для директорского корпуса вопросы можно будет решать не только через горизонтальные связи, но и в коммуникации с органами власти.

Ассоциация может стать площадкой для интеграции образовательных ресурсов школ, трансляции самых эффективных управленческих практик и совместного принятия решений. Взаимодействие позволит директорам не только расширить профессиональные контакты, но и влиять на реализацию образовательной политики.

Одна из задач, которые может решать ассоциация, – развитие профессиональных компетенций и укрепление профессионального статуса руководителя образовательной организации. На директоре лежит большая ответственность. От его личного участия в определении стратегии, долгосрочном планировании, кадровой политике, решении каждого вопроса зависит вся экосистема школы. Это отражается на успехах и внутреннем состоянии учеников, на желании учителей развиваться в профессии.

В 2021 году был утвержден профстандарт руководителя школы, разработанный под руководством СПК в сфере образования. Сейчас мы прорабатываем возможность сделать этот стандарт уровневым, а также ввести дополнительные квалификации, такие как управление на основе больших данных и менторство. Это позволит отразить всю сложность и многообразие деятельности руководителя в образовании, сформировать индивидуальные траектории развития. В профессионально-общественном обсуждении таких разработок могла бы участвовать создаваемая ассоциация.

 

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор:

– Целиком поддерживаю идею создания Ассоциации директоров школ. Это действительно необходимо, поскольку на директорский корпус сейчас возложены крайне ответственные задачи. С одной стороны, нужно обеспечивать повседневную образовательную деятельность, которая существенно усложняется многообразными проверочными процедурами. А с другой – отвечать на новые вызовы, связанные с укреплением единого образовательного пространства, созданием единой воспитательной среды и реализацией масштабной программы патриотического воспитания, основанной на приоритете традиционных духовных и нравственных ценностей.

Понятны и риски, связанные с созданием ассоциации. Не станет ли она очередным формализованным бюрократическим органом? Будет ли услышан голос не только элиты директорского корпуса из мегаполисов, но и «народного директора», который «на земле» наиболее остро воспринимает все возможные риски образовательной реальности.

Будем верить, что все эти проблемы Министерству просвещения РФ во взаимодействие с директорским корпусом удастся успешно решить. Тогда ассоциация сможет принести реальную пользу российскому образованию.

 

Андрей ИОФФЕ, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании МГПУ, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук:

– Мир неопределенности и постоянных изменений требует оперативного реагирования, выработки стратегии создания и поддержки единого образовательного пространства страны. И тут был бы бесценным ресурс Ассоциации директоров школ.

Это возможность новых встреч, совместных проектов, межкультурного обмена в образовательном поле. И в субъектах РФ такая практика существует – созданы клубы, организации, сообщества. Надеюсь, этот опыт будет учтен при определении направлений работы новой ассоциации. Главное, на мой взгляд, чтобы группа директоров не превратилась в сообщество «прозаседавшихся», чтобы в очередной раз не «обдало дождем дел бумажных». Встречи надо проводить на территории конкретных школ, в обстановке сотворчества. Иначе все превратится в очередную отработку по типу барщины.

Творческих руководителей постоянно приглашают то в один, то в другой проект. Да они и сами признаются, что нередко превращаются в образовательных туристов и амбассадоров школы, с трудом продолжая удерживать в своих руках нити управления. Конечно, удерживают за счет интенсивности, цифровых технологий, дистанционного общения, но это повышение нагрузки не может быть бесконечным. На мой взгляд, важно обеспечить консолидацию разных усилий по поддержке (именно поддержке, а не новой нагрузке) директоров, конкретной и реальной помощи в выполнении их задач.

И еще стоит более серьезно отнестись к исследованию образовательной ситуации и доказательной педагогике, чтобы понимать ответ на вопрос, что происходит в школе?

 

Роза МЕЛЕКЕСОВА, директор школы №7 Воткинска Удмуртской Республики, кандидат педагогических наук, финалист Всероссийского конкурса «Директор года России»-2022:

– Идея давно обсуждается в профессиональном сообществе. Говорили об этом и финалисты конкурса «Директор года России»-2022 во время неформального общения.

Сегодня директор – это человек, на котором лежит огромная персональная ответственность не только за то, что происходит в школе, но и вокруг нее. Мы взаимодействуем с учениками, их родителями в режиме 24/7. Школа выполняет важнейшие социальные функции, здесь во многом формируются мировоззрение молодого человека, его гражданская позиция.

Думаю, что, во-первых, профессиональное объединение директоров школ нужно для того, чтобы мы имели возможность участвовать в разработке подходов к решению проблем, которые возникают в системе общего образования, чтобы директора могли быстрее и эффективнее реагировать на изменения.

Во-вторых, это объединение может стать площадкой неформального общения, взаимовыгодного обмена опытом и ресурсами. Директора смогут рассчитывать на помощь и поддержку коллег.

В-третьих, в условиях, когда в регионах существуют различные подходы к реализации государственной образовательной политики, ассоциация могла бы оказывать положительное влияние на ситуацию, выявляя и продвигая наиболее эффективные управленческие практики.

 

Алексей ГОЛУБИЦКИЙ, директор Школы будущего, пос. Большое Исаково, Калининградская область, модератор конкурса «Успешная школа»-2022:

– Создание такой ассоциации, если рассматривать ее как площадку для обсуждения проблем, стоящих перед школами, можно только приветствовать. В целом хочу отметить, что министр Сергей Кравцов с уважением относится к появлению общественных объединений в сфере образования, демонстрирует неподдельный интерес к реальному состоянию дел в школах.

В то же время важно учесть, что подобные ассоциации уже существуют как на региональном, так и на федеральном уровне, и, возможно, было бы логично предусмотреть членство как физических лиц, самих директоров, так и юридических лиц, уже созданных объединений. Например, я являюсь сопредседателем Ассоциации сельских инновационных школ. Она объединяет школы, которые, находясь в непростых условиях, демонстрируют постоянное стремление развиваться и делиться опытом. Региональное министерство нас поддерживает, но не вмешивается в нашу работу. Если так будет и с новой организацией, то она может стать конструктивной силой, новой точкой роста системы образования. В такое объединение я готов вой­ти и активно участвовать в его работе.

Главное, чтобы это была настоящая общественная организация, которая обеспечивает обратную связь, помогает сделать образование лучше, а не послушно соглашается со всем предложенным со стороны министерства.

 

Виктор С., директор школы, Воронеж:

– Возможно, молодым руководителям это поможет, они еще верят в то, что смогут что-то изменить, что к ним прислушаются. Опираясь на личный опыт, могу сказать, что наверху большинство вопросов решается без нашего участия. Если мы в силах что-то изменить, то у себя на местах, в своей школе, – вот это и надо делать. А для обмена мнениями и опытом сейчас достаточно много площадок в Интернете.

 

Михаил П., бывший директор школы, учитель, Новгородская область:

– Для школьных директоров, особенно в глубинке, важнее не сотрудничество с такими же директорами из других регионов и не взаимодействие с министерством, а помощь от местных, муниципальных, региональных властей. Сельские школы в одиночку решают многие вопросы, от них только требуют, приезжают с проверками, а просьбы о помощи, особенно финансовой, нам посылать некому. Необходимо установить постоянную и действенную связь директоров сельских школ с местными властями. Если это сможет закрепить в неких нормах Ассоциация директоров школ – это будет для нас самое значимое событие.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте