Но об этом одни молчат, другие кричат, третьи – не догадываются
потрясениям, которые нарушают покой простых людей. Внизу вопят от возмущения и невозможности жить так, как живут. Наверху – хранят величественное молчание, потому что жизнь их вполне устраивает.
Наша нищета дошла до предела
Большая часть наших учителей – основные кормильцы семьи. Но третий год систематически задерживается выплата зарплаты и компенсаций на детей – от одного месяца до трех.
Коллектив Ивановской средней школы
с.Рождественское,
Шарьинский район,
Костромская область
В.Черномырдину. Уважаемый Виктор Степанович! Решая, что повышение тарифных ставок бюджетной сфере производится субьектами Федерации за счет собственных бюджетов, вы не могли не знать, что в подавляющем большинстве областей, районов России этот вопрос не может быть решен положительно за неимением этих самых средств. Наш районный бюджет пуст, задолженность по коммунальным льготам только за 1994 год составляет 460 миллионов рублей без учета инфляции. Такого в застойные времена не было никогда.
По поручению работников образования г.Пугачева Пугачевского района Саратовской области председатель горкома профсоюза работников народного образования и науки Т.АЛЬХОВА.
Москва. Кремль. Ельцину. Срочно напечатайте деньги и выплатите зарплату бюджетникам Пскова и всей России. Спасите то, что осталось.
В.КВАРЦХАВА, председатель Союза псковских учителей
Наша нищета дошла до предела. Наши обращения в районную администрацию положительных результатов по своевременной выплате зарплаты не дают.
Учителя Рамонского района Воронежской области (96 подписей)
Еще в 1992 году в Зее были образованы первые стачкомы. С тех пор много воды утекло, но положение учителей в нашем городе и районе, приравненных к местностям Крайнего Севера, не изменилось.
М.ПРЕМИЕВ, учитель, стаж 22 года
Зея,
Амурская область
16 октября в поселке Верхне-Дарасунском состоялось собрание школьных коллективов. Районное руководство в течение двух часов обьясняло, почему нет денег. А нам этот ликбез ни к чему. Если мы ходим на работу, то должны получать деньги за труд. Если не платят, значит, на работу ходить не надо. Сгоряча мы можем закрыть школы, но как бросить наших учеников на произвол судьбы, как предать самых обездоленных, часто приходящих в школу из своих голодных и холодных домов, чтобы немного пообщаться и поесть каши на перемене? Куда они пойдут, если и двери школы захлопнутся? Воровать? Простим ли мы себе тогда?
А.ТЮРИНА, Л.ДРЯГАЛИНА, Л.АСТРАХАНЦЕВА, Р.СТАРИКОВА, Л.ЛЕОНТЬЕВА, М.Амфилохиева, учителя
п. Верхне-Дарасунский,
Тунгокоченский район,
Читинская область
Вернувшись из отпуска, наши учителя до сих пор не получили зарплату. Ко Дню учителя вместо премии, которую, мы считаем, заслужили по итогам предыдущего учебного года, и заработной платы за октябрь учителям выдали по 200 тысяч рублей. Учителя голодные, некоторые падают в голодные обмороки.
Коллектив учителей Видяевской средней школы (52 подписи)
Кольский район,
Мурманская область
Невероятно, но нам сегодня нечем мыть полы, протирать пыль. Технический персонал не имеет спецодежды, так как нет денег на ее приобретение. Если мы доедем до райцентра, то обратно вернуться не сможем – нет денег на билет. С наших столов исчезают сахар, масло, молоко, а иногда даже и хлеб. Во многих семьях нет газа – нет средств, чтобы выкупить газовый баллон.
Коллектив учителей (21 подпись)
с. Окунево,
Бердюжский район,
Тюменская область
Учителя Североонежской средней школы Плесецкого района Архангельской области требуют провести финансовую проверку использования финансовых средств в администрации Архангельской области и информировать о результатах. Почему зарплату задерживают, а пени начисляют? Где логика? Заведомо зная, что местные бюджеты не могут содержать образовательные учреждения, нас передали в муниципальную собственность. Требуем финансирования образовательной сферы из федерального бюджета.
Коллектив учителей (113 подписей)
п.Североонежск,
Плесецкий район,
Архангельская область
Требуем выплаты задолженности по заработной плате за сентябрь-октябрь в размере 2 миллиардов 200 миллионов, оплаты методической литературы, выплаты детских компенсаций. В противном случае оставляем за собой право прекратить работу. От имени учителей школ Ширинского района Республики Хакасия П.Кичеев, начальник Ширинского роно, Н.Кульмякова, главный бухгалтер РОО.
Никто не несет ответственности
На этапе подготовки бюджета на 1996 год Правительство РФ обещало, что этот бюджет будет иметь социальную направленность. В этом заверяли и депутаты Государственной Думы. Однако рассматриваемый проект бюджета фактически означает дальнейшее сокращение расходов на социальную сферу, в нем заложены отрицательные тенденции развития высшего, среднего и начального профессионального образования.
Проектом бюджетного закона не предусмотрено финансирование издания федерального комплекта учебников, проведение производственной практики, практически не предусмотрено финансирование федеральной программы <>, не учтена задолженность федерального бюджета образовательным учреждениям за 1994 год.
Предлагаем:
Создать постоянно действующую Комиссию по вопросам образования при Правительстве РФ с участием представителей Федерального Собрания, федеральных отраслевых экономических и социальных министерств и ведомств, ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ и аналогичные комиссии – на уровне субьектов РФ.
Провести под руководством председателя Правительства РФ совещание с главами администраций субьектов РФ по вопросам финансирования, материально-технического и законодательного обеспечения деятельности образовательных учреждений.
Подготовить и принять постановление Правительства РФ <>, предусматривающее:
– программу поэтапного повышения уровня материального обеспечения работников образования и установления оптимального соотношения уровней оплаты труда работников образования и промышленности;
– запрет на отключение от энерго-тепловодоснабжения образовательных учреждений и меры ответственности юридических и физических лиц за подобные действия;
– оказание целевой финансовой помощи субьектам РФ на поддержку сферы образования, в том числе на выполнение обязательств по выплате зарплаты и отпускных работникам отрасли;
– проведение государственного мониторинга состояния материально-технической базы образовательных учреждений и социального положения педагогических кадров;
– меры, направленные на приведение функций федерального Министерства образования, Госкомвуза РФ и органов управления образованием субьектов РФ в полное соответствие с Законом РФ <>;
– меры по укреплению кадрового состава и повышению уровня оплаты труда работников федерального Министерства образования и Госкомвуза РФ;
– меры, позволяющие ликвидировать противоречия при определении прав и ответственности учредителя, работодателя и работника в системе образования.
…Мы обращаемся к депутатам Госдумы РФ, членам Совета Федерации Федерального Собрания, Правительству России с настоятельным требованием рассмотреть наши предложения и принять по ним соответствующие решения.
(Из обращения участников II внеочередного пленума ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ к депутатам Госдумы, членам Совета Федерации, Правительству РФ. 14 ноября 1995 г.).
Мы призываем всех, кто готов отстаивать интересы общества, интересы детства, интересы образования как главной общечеловеческой ценности принять участие во всероссийской забастовке 14-15 декабря 1995 г.
(Из обращения участников внеочередного пленума ЦК профсоюза к работникам образования. 14 ноября. Москва).
Когда верхи могут по-старому, а низы не хотят
<>
(29 октября принято в первом чтении).
В системе образования РФ углубляется кризис, который вызван целым рядом причин, и прежде всего невыполнением Указа Президента РСФСР # I.., Закона РФ <>, финансовой политикой государства. Подмена приоритетного принципа финансирования системы образования, установленного названными Указом и Законом, остаточным принципом финансирования вызвала социальное напряжение.
Невыполнение статьи 43 Конституции РФ, а также произвольное толкование норм Закона РФ <>, допускаемые на местах, способствуют развитию опасной тенденции к свертыванию всех уровней образования. Создалось бедственное положение с материально-технической базой образовательных учреждений. Перепрофилируются и отторгаются от системы образования учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Законодательные и иные нормативные акты, регулирующие вопросы образования, зачастую не выполняются органами исполнительной власти. Принимаются нормативные акты, вступающие в явное противоречие с законодательством в системе образования…
Из системы образования уходят лучшие специалисты, в школах огромная нехватка учителей иностранного языка, физики, математики. Образовавшиеся вакантные места заполняются людьми без специального образования, пенсионерами. Недопустимо высока перегрузка оставшихся в школе учителей. Все это приводит к резкому ухудшению качества преподавания, а во многих школах по ряду предметов не проводится обучение в течение длительного времени. Вот уже несколько лет практически не обновляется и приходит в негодность материально-техническая база школы. С каждым годом все хуже положение с учебниками.
Катастрофически быстро падает социальный престиж профессии педагога. Не обращать на это внимания в надежде на те времена, когда в бюджете появятся лишние деньги и их можно будет направить в систему образования, – значит подтолкнуть страну к необратимым процессам разрушения ее культурных основ, отбросить в развитии на многие десятилетия назад.
Социальное напряжение в системе образования чревато негативными последствиями. Во всероссийской однодневной предупредительной забастовке учителей приняли участие коллективы 7400 образовательных учреждений (более 409 тысяч человек) 49 территорий субьектов Российской Федерации. На территориях 74 субьектов Российской Федерации около 1,5 миллиона работников образования провели перед началом учебного года различные акции в защиту системы образования и своих социально-экономических интересов: собрания, митинги, шествия, пикетирование зданий администраций субьектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 1995 года # 823 <> не решит проблемы материального обеспечения работников образования. В августе 1995 года средняя месячная оплата труда в системе образования составила 247,9 тысячи рублей, или 47,6 процента средней месячной оплаты труда в промышленности.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации:
разработать совместно с Федеральным Собранием государственную доктрину в области образования и систему ее реализации;
обеспечить в соответствии с законодательством защиту системы образования от разрушения.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
принять меры по выполнению в полном обьеме постановлений Совета Министров РСФСР от 20 февраля 1991 года # 105 <>, от 16 июля 1991 года # 402 <>; постановлений Правительства Российской Федерации от 13 мая 1992 года # 312 <>, от 28 апреля 1994 года # 407 <>;
обеспечить выполнение законодательства в системе образования;
обязать Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации совместно с Министерством образования Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации изучить причины ухудшения здоровья воспитанников, обучающихся и студентов и разработать комплекс мер по обеспечению и защите их здоровья.
Когда верхи могут, а низы не хотят жить по-старому, ситуация выходит из разряда управляемых. Неужели никто не прогнозирует возможных событий? Неужели никто не хочет изменить ситуацию, чтобы жила страна, жили мы, чтобы наши дети не знали потрясений, которые называются революциями?
Комментарии