Рособрнадзор в этом году провел апробацию моделей оценки компетенций учителей начальных классов и руководителей образовательных организаций. Её результаты обсудили в ходе экспертного вебинара, организованного Рособрнадзором.
В исследовании приняли участие 5 764 учителей начальных классов и 3 598 руководителей образовательных организаций из 70 регионов России. Оценка компетенций педагогов начальных классов проводилась впервые, директоров школ и их заместителей – второй год подряд. Также в рамках исследования провели анализ региональных практик использования результатов оценки компетенций учителей.
Диагностическая работа для учителей начальных классов состояла из 12 заданий на оценку предметных компетенций (по предметам “Математика”, “Русский язык” и “Окружающий мир”) и восьми заданий на оценку методических компетенций. Диагностическая работа для руководителей включала в себя задания на оценку управленческих компетенций (управление кадрами, ресурсами, процессами, результатами, информацией) и оценку управленческого потенциала, например, системности мышления, качества и скорости обработки информации.
Большая часть учителей и руководителей успешно справились с диагностической работой. Те из них, кто живет и работает в городах, показали более высокие результаты, чем их коллеги из сельских школ.
Так, в соответствии с данными анкетирования, информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности используют около 92% учителей начальных классов и 93% руководителей образовательных организаций. Около 84% учителей начальных классов используют социальные сети для коммуникации с учениками, их родителями и коллегами.
Среди разных форм повышения профессионального мастерства наиболее популярным у учителей оказалось посещение открытых уроков и мастер-классов своих коллег. На втором месте у учителей и первом у руководителей – освоение специальных программ повышения квалификации.
На основе данных апробации будут сформулированы конкретные рекомендации, которые регионы и смогут использоваться для формирования программ повышения квалификации на следующий год.
Данное исследование продолжает серию апробаций моделей оценки школьных учителей, которую Рособрнадзор проводил в 2017-2019 годах по различным предметным областям. Они тестируют оценочные средства и подходы к новой модели оценки компетенций учителей, которая должна стать альтернативой существующей системы аттестации педагогов. Всего за эти годы в проекте приняли участие более 50 тыс. учителей и около 5 тыс. руководителей образовательных организаций практически из всех регионов России. Экспертизу инструментария для проводимых диагностик осуществляли более 30 экспертных организаций.
По информации obrnadzor.gov.ru
Фото из архива “УГ”
Как обычно у некомпетентных чиновников, безграмотное использование термина “компетенция” (право принятия решения) вместо термина “компетентность” ( способность принятия адекватных решений на основе своих знаний и жизненного опыта). Как однажды кто-то недалёкий неправильно перевёл с английского языка, так и пошло.
компетентность – competence
компетенция – competency
Компетентность (от лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) – способность принимать правильные, адекватные решения в некоторой области.
Компетенцией НАДЕЛЯЮТСЯ органы власти, административные работники и т.д.
Пример:
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) “О Конституционном Суде Российской Федерации”
“Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации”
…
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.”
Из текста видно, что слово КОМПЕТЕНЦИЯ является синонимом слова ПОЛНОМОЧИЯ.