Профессия: «Дежурный по железнодорожной станции».Тема по программе: «Работа поездного диспетчера (ДНЦ)».Тип урока: урок изучения трудовых приемов и операций.
Учебные цели урока: ознакомить учащихся с основными действиями ТЧМ, ДСП, ДНЦ вследствие обнаружения неисправности рельсовой нити «толчок», в процессе урока развить следующие качества личности: а) умение работать индивидуально; б) быть ответственным за себя и других;в) умение видеть главное, анализировать и делать выводы.Материально-техническое оснащение урока: плакаты, схемы контактной сети, инструкции по технике безопасности, график, справочная и конспектная информация, учебный фильм «Толчок в пути». Ход урока I. Организационная часть урока. 5 минут.Рапорт старосты о наличии учащихся и внесение данных в журнал, проверка готовности к занятию (внешний вид, дневник производственного обучения, конспектная тетрадь, принадлежности).II. Вводный инструктаж. 45 минут. 1. Сообщение темы и цели урока (запись темы в дневник производственного обучения и конспектную тетрадь по производственному обучению). 2. Актуализация прежних знаний. Вопросы:а) действия машиниста, остановившегося на перегоне поезда, при обнаружении повреждения контактной сети и информация, передаваемая им, – письменная работа;б) действия дежурного по станции и поездного диспетчера при получении данной информации от ТЧМ – составление теста по форме 5/3/1;в) действия работников железнодорожного транспорта при обнаружении неисправности контактной сети – составление таблицы и один устный ответ;г) действия энергодиспетчера при одновременном отключении электроснабжения, устройств контактной сети и устройств СЦБ – нарисовать схему.3. Формирование новых знаний.Ознакомление с данной темой основано на просмотре и разборе учебного фильма (15 минут) с дальнейшим перенесением его на информационные носители учащихся для более подробного разбора в домашних условиях:а) действия машиниста, остановившегося на перегоне поезда, при обнаружении повреждения рельсовой нити (обнаружение «толчка») и информация, передаваемая им;б) действия дежурного по станции и поездного диспетчера при получении данной информации от ТЧМ (форма ДУ-46);в) действия машинистов вслед идущих поездов;г) действия дорожного мастера;д) техника личной безопасности при нахождении на рабочем месте, на путях и при прохождении к рабочему месту.4. Закрепление материала вводного инструктажа.Учащиеся (пять человек) разрабатывают тестовые задания в течение 10 минут на основании конспекта:- Какую информацию передает машинист поезда, остановившегося на перегоне из-за неисправности рельсовой нити в форме «толчка», по поездной связи? – Каковы действия дежурного по станции и поездного диспетчера в данной ситуации?- Кто имеет право проводить проверку пути и давать ограничения по скорости движения поездов?- Какова техника личной безопасности при нахождении на путях работников железнодорожного транспорта? Инструктаж проводится на основании информации, озвученной старшими по подгруппам.III. Практическая работа учащихся. 5 часов.1. Распределение учащихся по рабочим местам предприятия.2. Выдача практических заданий по теме.3. Самостоятельная работа учащихся под руководством мастера и ответственных по специальностям на грузовом дворе, в технической конторе, при дежурном по станции, при маневровом диспетчере, на сортировочной горке, при дежурном по парку. 4. Определение норм времени нахождения на рабочих местах при выполнении различных операций.5. Самостоятельная работа учащихся на рабочих местах под руководством мастера и ответственных работников в качестве работника товарной конторы, работника технической конторы, дежурного по станции, маневрового диспетчера, дежурного по парку.6. Целевой обход рабочих мест учащихся. 7. Текущее инструктирование: а) соблюдение последовательности технологического процесса; б) правильное использование документов и оборудования; в) организация рабочего места; г) соблюдение правил безопасности труда.IV. Заключительный инструктаж.1. Подведение итогов занятий. 2. Оценка качества знаний учащихся. 3. Преподаватель указывает ученикам на ошибки, допущенные в процессе урока. 4. Задание на дом: заполнение формы ДУ-46 (данные из учебного фильма).Марина КОСАРЕВА, мастер производственного обучения профессионального лицея №1 Тульской области
Комментарии