Старший школьный возраст является сензитивным периодом для воспитания ценностного отношения к семье, которое включает в себя знания о ценностях семьи, личностную заинтересованность в создании семейных отношений, стремление к идеалу поведения. В этом возрасте у учащихся появляется чувство взрослости, происходят качественные изменения в самосознании, отмечается устремленность в будущее, усвоенные ранее привычки и установки, отношение к окружающим явлениям и людям постепенно складываются в принципы и нормы поведения, формируется мировоззрение. Все это создает благоприятную основу для формирования у школьников отношения к семье как к ценности.
Воспитательная система, которая сложилась в нашем образовательном учреждении, включает в себя и занятия по нравственному воспитанию. Система этих занятий позволяет расширить, обогатить знания учеников, помогает усвоить материал, а также способствует решению задач социальной адаптации школьников. Занятие дано в соответствии с календарно-тематическим планированием. В программу по нравственному воспитанию в 9-м классе включены следующие темы: «Семья и ее функции», «Традиции семьи и брака в других странах мира», «В жизни важный шаг – бракосочетание», «Семья – источник счастья», «Воспитание детей в семье», «Семейные праздники».Предметные результатыОбразовательные задачи: способствовать формированию знаний по уходу за грудным ребенком, учить поддерживать чистоту, показать связь изучаемой темы с жизнью; формировать высокое гражданское сознание, готовить к будущим ролям матери и отца.Коррекционно-развивающие задачи: коррекция произвольного внимания и памяти при выполнении практической работы, коррекция речи учащихся при ответах на вопросы, актуализация житейского опыта учащихся в процессе практической деятельности.Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к теме урока, формировать заботливое отношение к малышам и желание помогать им, уважать труд матерей и уметь оказывать им помощь, создавать предпосылки для успешной социальной адаптации учащихся.Здоровьесберегающие: формирование здорового образа жизни через основы правильного ухода за ребенком.Оборудование: таблички для учащихся, одежда для младенца, постельное белье для кроватки ребенка, кроватка, ванночка, бутылочки, ершики, полотенца и салфетки, кукла, кувшин, теплая вода, коробки каши, пюре детское, сумка. Ход занятияI. Организационный моментУчитель: Это занятие мне хочется начать с истории, которая произошла в Индии в 1920 году.Две девочки (двух и семи лет) были обнаружены в волчьем логове. Они бегали на четвереньках, питались только мясом и выли, как настоящие волки. Девочек взяли в приют, где младшая через год умерла, а старшая прожила в человеческом обществе еще восемь лет. Несмотря на большие старания воспитателей, девочка только на третьем году жизни встала на ноги. Людей она полюбила, но не воспринимала их как себе подобных. В семнадцать лет по уровню развития девочка была 4-5-летним ребенком. Особенно безуспешным было обучение речи. Она научилась произносить немногим более пятидесяти слов.Известно еще более тридцати подобных случаев, но судьба всех детей трагична. Ребята, как вы думаете, почему? Предположительный ответ учеников: Потому что их воспитывали не люди, а животные, людей должны воспитывать люди.Учитель: Правильно, процесс воспитания и обучения у людей гораздо сложнее и продолжительнее. Какова же будет тема нашего занятия, вы узнаете, если выполните следующее задание.Под каждой буквой расположена стрелка, нужно распределить их по цвету, затем расставить по убыванию, и у вас получится тема нашего занятия.II. Сообщение темы занятияУход за малышом.III. ЦелеполаганиеУчитель: Вырастить ребенка – это долгий и нелегкий труд. Однако забота о детях, наблюдение за их развитием дают многим родителям самое большое удовлетворение в жизни. Ведь как приятно услышать слова: «У вас будет ребенок». Рождение ребенка – это праздник в семье, радость и счастье для родителей, всех родственников. Сегодня на занятии работать вы будете в трех малых группах, результатом нашего занятия будут страницы энциклопедии «Ваш счастливый малыш».Что же делают мама и близкие люди, для того чтобы новорожденный ребенок рос здоровым и счастливым? Это и будут задачи нашего занятия. Мы определимся в выборе одежды для новорожденного. Ознакомимся с правилами купания и кормления ребенка. IV. Работа по темеУчитель: Приступаем к созданию первой страницы: «Одежда для малыша». (На интерактивную доску.)Ребятам из 1-й группы в карточке №1 предложен список вещей, которые нужно взять в роддом. Закройте лишнее и подберите к выбранным словам нужные иллюстрации.распашонки чепчики сапоги шапки ползунки памперсыпеленки куртка валенкиРебятам из 2-й группы нужно собрать сумку для новорожденного.А ребятам из 3-й группы надо одеть малыша.Проверка заданий и оформление страницы.Учитель: Да, ребята, одежда новорожденного должна быть просторной и удобной, из натуральных тканей. Обязательно чистой и проглаженной, чтобы не раздражалась кожа малыша. Памперсы нужно менять каждые 4 часа и даже ночью. Днем ребенка можно держать несколько минут голеньким. Для прогулок прекрасно подойдет конверт для новорожденного.Ребята, все необходимое для малыша приобретено. Вторая страничка нашей энциклопедии называется «Сладкий сон малыша» (на интерактивную доску). Теперь надо приготовить новорожденному кроватку. Ребенок должен спать отдельно, у него должно быть свое место. А как вы думаете, какими должны быть кроватка и спальное место?Об этом нам расскажут ребята из первой и третьей групп. Вам нужно прочитать внимательно текст в карточке №2 и подчеркнуть важные моменты, которые надо учитывать при выборе кроватки. 1-я группа. Кроватка должна быть просторной. Расстояние между прутьями решетки не должно быть больше 8 см, иначе ребенок может просунуть голову в отверстие и застрять. Дно кроватки должно быть опускающимся и поднимающимся, чтобы маме было удобно нянчить малыша.3-я группа. Матрас для ребенка не должен быть очень толстым и слишком мягким. Нужно обшить его непромокаемой тканью. Сверху надеть чехол. Матрас нужно проветривать каждый день. Подушка новорожденному малышу не нужна, так как он может искривить позвоночник. Лучше воспользоваться свернутой пеленкой. Одеяльце лучше использовать синтетического наполнения, а не ватное. Постель должна быть всегда чистой.Учитель: А как правильно заправить кроватку, нам покажет 2-я группа.Проверка заданий и оформление 2-й страницы.Учитель: Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились хорошо. Кроватка готова. Следующая страничка нашей энциклопедии называется «Нежное купание» (на интерактивную доску). Проверим, все ли готово к купанию.Ребята, зачем ребенка нужно купать? Предположительный ответ учеников: Он потеет, кожа у него очень нежная и тонкая, нуждается в уходе.Учитель: И что же нужно приготовить для купания?Ребята из 1-й группы покажут, как правильно купать ребенка. Ребятам из 2-й группы в карточке №3 нужно определить, какой совет при купании малыша отсутствует.А ребятам из 3-й группы в карточке №3 нужно установить правильную очередность купания малыша.2. Ребенка заворачивают в пеленку, осторожно опускают в воду. 1. Проверить температуру воды. 4. Голову моют ото лба к затылку, следить, чтобы мыло не попало в глаза.3. Поливают водичкой грудку, шейку с ладошки. 5. Затем моют шейку, за ушками, тельце, ручки и ножки. 7. Накрывают полотенцем и промакивают воду.6. Переворачивают на живот и смывают мыло.Расставить правильно на слайде.Проверка заданий и оформление 3-й страницы.Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этими заданиями.Следующая страничка нашей энциклопедии «Приятное кормление». (На интерактивную доску.)А теперь нужно покормить нашего малыша. Следующее задание для будущих пап и мам первой и второй групп. Нужно прочитать инструкцию к детскому питанию и правильно развести сухую смесь в бутылочке. Затем покормить ребенка. У ребят из 1-й группы – молочная гречневая каша.У ребят из 2-й группы – детское молочное питание.Ребята из 3-й группы! У вашего ребенка аллергия на сахар, прочитайте состав детского пюре и скажите, можно ли кормить ребенка этим пюре?Ответы детей.Учитель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы хорошо справились. Ребята, после кормления остается грязная посуда. Как вы думаете, когда ее нужно мыть? Предположительный ответ учеников: Сразу после кормления.Учитель: А какие предметы для мытья посуды вы знаете? (На слайде губка, ершик.) Какие средства подойдут для чистки посуды? (Чистить чистящими средствами детскую посуду нельзя, можно использовать только пищевую соду, а затем тщательно споласкивать ее.)Проверка заданий и оформление 4-й страницы.Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этими заданиями.V. Итог урока. Рефлексия Учитель: Обратите внимание на странички нашей энциклопедии. Что мы узнали на нашем занятии?Предположительный ответ учеников: Как правильно одеть малыша, какой должна быть кроватка, как правильно купать малыша, как кормить малыша.Учитель: Смогли мы решить поставленные задачи в ходе нашего занятия?Ответы детей.Учитель: Продолжите, пожалуйста, предложения:На занятии я…У меня получилось…Нужны ли эти знания вам в будущем? (Ответы детей.)Дети – это самое большое счастье, которое только может быть, но они нуждаются в вашей заботе, теплоте и уходе. Надеюсь, что эти знания вам будут полезны и вы сможете правильно ухаживать за младенцем.Спасибо вам за занятие.Ольга ХОЛИНА, воспитатель Киселевской общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Пермского края
Комментарии