Любовь к Отечеству есть действие рассудка, а не слепая страсть, и она всегда должна выражаться в конкретных действиях на благо Родины.
Николай Карамзин
Любая форма воспитания не может быть сведена к простому изложению дополнительной информации, а должна иметь деятельностный характер. Благодаря участию школьников в деятельностных акциях, созидательных действиях и инициативах формируется их готовность проявлять социальную ответственность, осваивать новые социальные навыки, выстраивается умение сотрудничать со сверстниками, родителями и педагогами.
В нашей школе стало традицией завершать тему «Разговоров о важном» проведением «Брейн-ринга» с участием детско-родительских команд, где в числе участников выступают не только ученики, но и мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры. Вопросы к «Брейн-рингу» поступают от ребят и учителей в течение недели, сразу после пройденной темы. Такая форма подведения итогов очень действенная: ребята самостоятельно находят дополнительную информацию по теме, много нового узнают во время самой игры, родители хорошо осведомлены об обсуждаемых темах и принимают в них активное участие. Сотрудничество детей и родителей в поиске правильных ответов скрепляет взаимоотношения, помогает родителям увидеть самые лучшие качества своих детей, а дети в свою очередь гордятся опытом и глубиной знаний своих родителей.
Развитие ученического самоуправления, включение старшеклассников в процесс социального проектирования направлены на приобретение учащимися реального опыта участия в жизни сообщества, развития самообразовательной активности. Одна из школьных традиций создана несколько лет назад, поддержана выпускниками школьного военно-патриотического клуба «Кадеты-жуковцы» и успешно реализуется действующим составом ученического совета «Ритм». В школьном музее хранится информация о Герое Российской Федерации В.В.Матвееве, который погиб в 2001 году при исполнении служебного долга, спасая жизни боевых товарищей. В День Героев Отечества в школе стартуют спортивные соревнования на Кубок памяти В.В.Матвеева. При подготовке к соревнованиям старшеклассники выступают в роли инструкторов, наставников, и новые поколения ребят узнают о подвиге героя, в этом учебном году в соревнованиях приняли участие 640 ребят.
Одна из ценностей РДДМ «Движение первых» – патриотизм и историческая память. Первичной организацией РДДМ в феврале организована традиционная встреча трех поколений защитников нашей Родины. Подобные встречи не дают угасать памяти о великих подвигах наших предков, способствуют становлению мировоззрения и должного отношения школьников к родной стране, другим нациям и народам, при этом укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость. На встрече в неформальной обстановке ребята общаются с ветеранами боевых действий, выпускниками школы, несущими сегодня боевое дежурство, перенимают у них чувство благородства и достоинства личности.
И еще одно направление РДДМ «Движение первых» способствует тому, чтобы ребята, путешествуя по родной стране, знакомились с ее красотой и многообразием, богатым историческим наследием и деятельностью достойных граждан страны, прославивших ее величие, – «Туризм и путешествия. «Открывай страну!». Летом 2022 года, участвуя в городском туристско-образовательном проекте «По пути великих открытий», несколько туристских команд школы побывали на родине маршала Г.К.Жукова, прошли пешком и на байдарках по Тверской области, Пермскому краю, побывали на Камчатке, повторив маршрут Великой Северной экспедиции под руководством капитан-командоров Витуса Беринга и Алексея Чирикова. Результатом поисково-исследовательской деятельности стала защита ученических проектов, посвященных взаимодействию с алеутами в XVIII веке, профилактике цинги во время морского похода Беринга, описанию Бырминского волока на Сибирском тракте, а самое главное – участие в подобных проектах создает условия для эмоционального восприятия детьми ценностей, делает проживаемые ситуации личностно значимыми событиями, пробуждает у ребят желание саморазвития и готовность проявлять общечеловеческие ценностные качества.
Сложность и объемность задач по формированию ценностей у школьников требуют от современной образовательной организации серьезных усилий по созданию благоприятных условий для этой деятельности. Мы стремимся к тому, чтобы каждый член педагогического коллектива рассматривал формирование ценностных ориентаций школьников как важнейшее самостоятельное направление воспитательной работы.
Елена БОЛЬШАКОВА, заместитель директора школы №709
Комментарии