Большинство современных учителей успешно адаптировались в мире информационных технологий и стали активно использовать мобильные приложения для достижения основных задач урока. Ученики благодаря интеграции современных цифровых платформ смогли по-новому взглянуть на традиционный формат процесса обучения. Но в середине января 2021 года учителям пришлось ограничить использование карманных гаджетов на уроках.
Д ело в том, что вступили в законную силу обновленные санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4. 3648‑20, данный нормативно-правовой акт будет актуален по 1 января 2027 года. Интересно рассмотреть пункт 3.5.3, который вызвал ряд вопросов со стороны педагогических работников, использующих мобильные технологии в процессе обучения: «Для образовательных целей мобильные средства связи не используются».
Безусловно, в современных условиях преподавателям-новаторам, использовавшим ранее мобильные устройства в образовательном процессе как вспомогательный инструмент при проверке знаний учащихся и для осуществления новых видов взаимодействий, сложно отказаться от доступных каждому ученику образовательных приложений, но стоит отметить, что использование ИКТ в школах не запрещают, а лишь регламентируют нормы используемого оборудования с целью сохранения здоровья учащихся.
Применение электронных образовательных ресурсов на уроках часто вызывает опасения среди учителей в связи с убеждением, что такие методы способствуют социальной изоляции учащихся, а также провоцируют нарушение учебной дисциплины.
Но опыт педагогов школы №1383 доказывает обратное! Учителя биологии применяют новые форматы проведения урока, что вызывает восторг у учащихся, при этом ребята не используют мобильные устройства во время занятия.
Например, благодаря сервисам для проведения видеоконференций на урок по теме «Насекомые» был приглашен ученый-энтомолог, который в режиме живого диалога рассказал ученикам об особенностях своей профессии, показал объекты исследований, провел экскурсию по научной лаборатории и ответил на все интересовавшие учеников вопросы!
При проверке первичных знаний во время урока учителю необходимо максимально быстро оценить уровень усвоения материала каждого учащегося, при этом разобрать ошибки и обратить внимание на наиболее трудные задания, всем этим требованиям отвечает приложение Plickers (https://get.plickers.com). Каждый учащийся получает карточку с QR-кодом, сопряженным с его фамилией, на экране электронной доски появляется вопрос, а задача ребят – повернуть карточку одной из четырех сторон, каждая из которых соответствует варианту ответа. Учитель через камеру своего мобильного устройства или планшета мгновенно сканирует ответы учащихся.
Важно понимать, что информационные технологии не являются унифицированной формой взаимодействия на занятии, неотъемлемым элементом работы в классе должны оставаться устные ответы ученика и групповое взаимодействие со сверстниками. Однако использование ИКТ способно дополнить традиционный формат учебных заданий и создать условия для более динамичного сотрудничества.
Ксения СОРОКИНА, учитель биологии школы №1383;
Наталья СЕМИНА, учитель биологии школы №1383, кандидат биологических наук, доцент кафедры биохимии, молекулярной биологии и генетики МПГУ
Комментарии